Федор Бондарчук: «Зритель активнее начал смотреть именно российские проекты»

Основатель Art Pictures Studio – о стриминговых «островках свободы» и планке, которую задал отечественным релизам «Чебурашка»
Основатель Art Pictures Studio Федор Бондарчук/ Андрей Гордеев / Ведомости

Федор Бондарчук стал режиссером одного из первых хитов возрожденного кинопроката – военной драмы «9 рота» (2005 г.), а его «Сталинград» (2013 г.) четыре года держал титул самого кассового российского фильма. Сегодня Бондарчук не только продюсер и режиссер блокбастеров, но еще один из ключевых игроков и в онлайне: как продюсер («Фишер», «Чики» и т. д.) и как режиссер («Псих») успешных сериалов для видеосервисов.

30 марта на платформах Wink и «Кинопоиск» стартует второй многосерийный проект режиссера – «Актрисы». О том, почему «ненормальная» жизнь героев сериала сегодня вызывает скорее ностальгию, как сближаются интересы ТВ и стриминга, а также какие новые проекты сейчас находятся в разработке, генпродюсер «НМГ студии» и основатель Art Pictures Studio Федор Бондарчук рассказал в интервью «Ведомостям».

Изобразительный «сговор»

– Я правильно понимаю, что сценарий «Актрис» писался без расчета, что ставить будете вы?

– Было так. Валерий Петрович Тодоровский посмотрел «Психа» (первый сериал Федора Бондарчука. – «Ведомости»), позвонил Паулине Андреевой и предложил написать сценарий для студии «Мармот-фильм» Валерия же Тодоровского. Все это шло мимо меня. Единственно, я спросил тогда у Паулины: «Скажи хотя бы, какой формат?» Она ответила, что серии по 25–30 минут. Как интересно, подумал я. В «Психе» были по часу. Уточнил, о чем? «Да о нас, об актерах, о кино, о театре», – сказала она. Тема показалась мне опасной с художественной точки зрения: как Паулина сможет отделить себя и свои переживания от текста, стать их создателем, а не «переживателем»? [Тем более что] актерская тема в кино измучена штампами.

Когда были написаны четыре серии, я попросил дать мне почитать. Точнее, прочитать вслух. «Психа» Паулина читала мне с листа. И, мне кажется, это более точное донесение замысла автора, учитывая, что она еще и актриса, читает хорошо. Особенно в «Актрисах» это было важно, где 19 персонажей и все разговаривают одновременно. Мне это помогло. Текст меня очень заинтересовал, и я предложил снять две первые пилотные серии. Снял в итоге все десять.

Вообще, мне давно хотелось посотрудничать с Валерой. Он мой давний творческий товарищ. Как в старые добрые времена, во времена «старой школы», мы постоянно созваниваемся и долго беседуем по поводу моих фильмов и его фильмов. И так происходит, начиная с моей самой первой картины. У меня таких коллег-собеседников больше и нет. Наверное, только Валерий Тодоровский и еще Петр Буслов.

– На «Актрис» перешла и вся команда «Психа»?

– Это было... не условие, конечно, а пожелание, чтобы со мной перешла та же команда. Мне хотелось этот «сговор» изобразительный, который сложился на «Психе», сохранить. Некоторые придумки, которые мы не реализовали в полной мере там, здесь мы довели до совершенства.

«Актрис» нельзя назвать историческим сериалом, но это сериал про прошлое, пусть и недавнее. Три времени – три акта, которые разделяют три года: начинается в 2014-м, потом прыжок в 2017-й и, наконец, в 2020-й. И каждый акт отличается по изображению. Я только один пример приведу из огромной библии проекта. В первом акте нет красного цвета, а доминируют желтый и зеленый. Красный появляется только в третьем. Это касалось всех департаментов – и костюмов, и реквизита, и декораций. В первом акте не может быть даже красной сумочки, зато в третьем акте обязательно должна быть в кадре хотя бы маленькая «красная» деталь.

– Почему все же такой нетипичный для драматического сериала хронометраж в 25–30 минут?

– Это эксперимент для нас. И для Паулины, которая в «Психе» с трудом укладывалась в 45–50 минут серии. И для меня – это другой темп существования, другой забег внутри серии, которая должна быть полнокровной не меньше, чем полнометражное кино.

Прекрасная «ненормальная» жизнь

– Сериал можно назвать автобиографичным? Для Паулины Андреевой – наверняка, а вот для вас?

– Он не автобиографичен ни для меня, ни для Паулины. Собственный опыт, перенесенный на бумагу, а потом в кино, не всегда драматургичен, ты слишком «в нем». Он слишком близко, чтобы рассказывать о нем – когда ты еще в пути, а не у финишной прямой. Понимаете?

Знаете, после «Психа» говорили: «Что за пара! Что у них болит, если они снимают такое!» (Смеется.) Так вот, в «Актрисах» мы тоже, конечно, рассказываем о том, что у нас «болит», но не через конкретные сцены, списанные, например, с нас, а вкладывая в фантазию свой опыт, наблюдения, размышления. Это исследование.

«Актрис» можно отнести и к процедуралам тоже – мы рассказываем о работе профессионалов со всеми сопутствующими деформациями: зависть, коварство, обман, нарциссизм в самом чудовищном проявлении...

Паулина, конечно, подвергает себя большей опасности, чем я. Она актриса и служит в Московском художественном театре. Все, кто захочет узнать себя в этом сериале, обязательно узнают, но мы не брали за основу никаких живых актеров. Это важно понимать. Мы не насмехаемся, не препарируем героев с особой жестокостью, мы снимали это кино с большой любовью к героям и к миру, в котором они живут.

Мы специально делали собирательный образ театра – у нас он называется «Главный драматический театр страны». Снимали в разных культовых местах – и в МХТ, и в «Студии театрального искусства» Сергея Женовача, и в Доме актера, – чтобы никто не спрашивал: а какой конкретно вы театр имели в виду? Хотя, конечно, спрашивать будут все равно. Мне, кстати, про театр было легче снимать, потому что я сам от этого мира далек.

– По сюжету в сериале происходит трагедия, которую буквально все вокруг используют в карьерных целях. Насколько реалистичен эпизод, где кинорежиссер просит каждую актрису, пришедшую на пробы, «подложить» эту трагедию под роль?

– Это не просто реальная история – это типичная ситуация. «Первый класс вторая четверть» во ВГИКе. Правда, за такую работу режиссера с актером тебе бы там кол поставили. Но сейчас в кино нужен быстрый результат, моментальная реакция, поэтому все средства хороши. Причем я специально этот эпизод выстраивал так, чтобы было видно формальное подключение режиссера. Хуже то, что этот режиссер действительно верит, что так правильно. Это ни в коем случае не сатира – я просил артиста, который играет режиссера (Андрея Назимова. – «Ведомости»), играть практически документально, без гротеска.

И знаете, никому, кто играл в этом эпизоде, мне не пришлось ничего объяснять – все поняли моментально, о чем он. Мы, артисты, все через это проходили.

– У вас не было соблазна сыграть ту роль, которую сыграл Алексей Макаров?

– Честно скажу, раздумывал об этом. Но рад, что не стал. Макаров идеален.

– Паулина Андреева не рассматривалась на одну из трех главных ролей?

– Я предлагал одну из главных ролей, на которую она объективно подходила. Но Паулина сама предложила вместо себя другую актрису. Это по-настоящему авторский подход к делу.

– «Псих» был пессимистичен – герои пытались, но не смогли измениться к лучшему. А героини «Актрис», как считаете, могут стать лучше? Состояться в профессии и остаться хорошими, счастливыми людьми?

– На этот вопрос мне трудно ответить. Сегодня сериал смотрится иначе – не так, как если б вышел, когда писался. Там запечатлена наша прекрасная «ненормальная» жизнь, по которой мы сейчас уже очень скучаем.

– Стриминг ассоциируется с провокацией, откровенными сценами, насилием. В «Актрисах» ничего этого нет. Вы сознательно решили сделать сериал «спокойнее» – чтобы не отвлекать?

– Этот язык, о котором вы говорите, я исследовал в «Психе». Там такой способ разговора был необходим. В центре истории был один персонаж, поэтому у нас была возможность рассказать о нем и более подробно, и более провокационно. Когда ты следишь за одним героем, раскачиваешь его во все стороны.

В «Актрисах» же 19 персонажей, их судьбы тесно переплетены, протянуты через времена и пространства до финала. И здесь просто нет пространства для намеренных провокаций. Сами предлагаемые обстоятельства, сама актерская среда – это уже аттракцион сам по себе.

«Островки свободы»

– В свете нового закона о запрете ЛГБТ-пропаганды – остаются ли стриминги островками свободы?

– Как были островками свободы, так и остались. Уж «Фишер» – насколько откровенный сериал, но не сказать, что мы его как-то особо редактировали. У закона очень широкие формулировки. И я по-прежнему отношу себя к индустриальной группе, которая надеется на то, что закон будет детализирован.

Потенциально – очень многие сцены в самых разных проектах могут оказаться в серой зоне. Но об остановке съемок после принятия закона я не слышал. По крайне мере лично мы каких-то спешных редакций по проектам не делаем.

– Как новая реальность после февраля 2022-го повлияла на работу видеосервисов?

– Все меняется каждый день. Мы помним, что в I квартале этого года библиотеки основных мейджоров уйдут с наших платформ. И, соответственно, возрастает роль оригинального контента. Мы регулярно анализируем интерес зрителей, статистику, как меняется смотрение в связи с появлением оригинальных шоу. И цифры очень бодрые, скажем так. Зритель активнее начал смотреть именно российские проекты и делать это на российских стримингах. Кредит доверия зрителей к онлайн-кинотеатрам и к нашему производству значительно вырос.

– Среди российских проектов какие жанры сейчас наиболее интересны зрителю?

– Семейный контент исторически – самый «смотрибельный». Далее идут комедии и драмы, они примерно в одном процентном соотношении, комедии чуть повыше. Все первые хиты more.tv – это были как раз драмы и драмеди: «Чики», «Псих», «Трудные подростки». Потом уже шли одновременно и на more.tv, и на Wink – «Стая», «Надвое», «Фишер», опять же, сейчас рвет [конкурентов]. Вот показатели на платформе Wink: за первую неделю после премьеры сериал посмотрело свыше 500 000 зрителей, а к 1 марта был уже миллион. И количество просмотров от серии к серии только растет.

А комедий у нас не так много, и мы все сейчас пытаемся быстро переориентироваться... Не столько даже в направлении комедии, сколько в направлении семейного контента, потому что здесь пересекаются интересы платформ и телевидения.

Когда мы собираемся с коллегами и обсуждаем будущее производство, постоянно звучит: «Нужны семейные истории». Особенно сейчас, после «Чебурашки». Но и до него было ощутимое движение в этом направлении. Что представляли на питчингах Фонда кино? «Бременские музыканты», «Волшебник Изумрудного города», «Руслан и Людмила», «Летучий корабль», «По щучьему велению». А теперь подобного будет еще больше.

Я перечислил кинопроекты, но это касается и платформ. Например, на «Ленфильме» (Бондарчук – председатель совета директоров киностудии. – «Ведомости») разрабатывается масштабный фэнтези-сериал «Витязи». Наше подразделение Art Pictures Vision совместно с Black Box production планирует выпустить в 2023 г. комедийный сериал «Кибер-Иван», где играет звезда прошлогоднего хита «Тетя Марта» (также от APV и Black Box production) Александр Метелкин.

Кроме того, если будет успех в прокате, те или иные франшизы дальше будут развивать в том числе за счет сериалов. Или, наоборот, будут красиво продолжать сериальную историю полнометражным кино. Такие примеры, как мы знаем, на рынке уже есть.

– Вы упомянули о том, что интересы стриминга и ТВ пересекаются на семейном контенте. Можете подробнее рассказать о сближении видеосервисов и телеканалов?

– Сегодня все перестраивают свои бизнес-модели. Если раньше у платформ были международные продажи (Россия, напомню, согласно данным «Роскино», входила в топ-10 стран – экспортеров сериалов), а у каналов был международный контент в сетке, то сегодня оборвалось почти все. По экспорту остался лишь маленький сегмент.

С ТВ уходит иностранное кино, и заместить его драмами с платформ проблематично. Хотя эксперименты были. «Первый канал» взял в вечерний показ «Нулевого пациента», «Контейнер», а СТС показывал «Пищеблок».

Теперь таких прецедентов будет все больше. Возьмем флагманский проект «НМГ студии» Жоры Крыжовникова по сценарию писателя Роберта Гараева (в основе – нон-фикшн Гараева «Слово пацана» о криминальной истории Татарстана. – «Ведомости»). И мы можем представить, что через год этот сериал, возможно, могут показать в 10–11 часов вечера на канале СТС. Еще год назад это было просто невозможно, а сейчас – реальная перспектива. Возможно, проект «Балет», где временами достаточно провокационно показывается балетное закулисье, тоже покажут где-то в ночном прайме большого канала!

Выпавшие доходы с международных продаж мы можем попробовать заместить деньгами каналов, но тогда канал будет неизбежно менять контент под себя. Сейчас платформы предлагают эксклюзивный контент, который не похож на то, что показывает эфирное телевидение. В будущем, как мне кажется, влияние ТВ будет расти и контент платформ будет меняться в зависимости от канала-заказчика.

Не уронить планку

– Можете рассказать, какие проекты «НМГ студия» сейчас снимает для стримингов?

– С удовольствием. Мы продолжаем сотрудничество с Сергеем Кальварским, шоураннером и соавтором сценария «Фишера». У нас вообще длинная история взаимоотношений – 25 лет тому назад он был моим партнером, открывал филиал Art Pictures в Санкт-Петербурге. В «НМГ студию» он пришел с двумя идеями. Первая была как раз про Фишера. Вторая – сериал под рабочим названием «Федерация» о людях, которые создавали «Москва-сити». О том периоде, когда построили Башню «Федерация», действительно одно из лучших зданий в Европе. Ураганный проект.

Кроме того, вместе с Кальварским мы разрабатываем фильм про Игоря Талькова под рабочим названием «Тальков». Сейчас пишется сценарий. Есть известное видео – его можно найти на YouTubе, – когда на сцену ДС «Юбилейный» выходит человек и говорит: «Стоп музыка! За кулисами только что стреляли в Игоря Талькова». Это был как раз Сережа Кальварский.

Далее – впереди «Балет» Евгения Сангаджиева, выпускника школы кино и телевидения «Индустрия», где его дипломом был сериал Happy End. «Библиотекарь» по книге Михаила Елизарова. Как я уже говорил – сериал Крыжовникова. «Челюскин. Первые» – огромный проект про арктическую экспедицию (мы стали жертвами всеобщего потепления и сейчас срочно меняем натуру, потому что нигде нет снега). Всего же – больше 30 проектов.

– А какие фильмы сейчас в работе у студии Art Pictures?

– Мы готовим к выпуску совместно с «Водородом» три фильма: «Повелитель ветра» о путешествии Федора Конюхова на воздушном шаре вокруг света за 11 дней. «Крысолов» Алексея Мизгирева, фантастический триллер о генно-модифицированных людях. А также приключенческое кино по мотивам вселенной Кира Булычева «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко. В финальной стадии препродакшена находится фильм «Лед 3» (пишет автор первых фильмов Андрей Золотарев), и мы заявляем как режиссера дебютанта Юрия Хмельницкого, также выпускника школы кино и телевидения «Индустрия».

– В «Лед 3» Александр Петров и Мария Аронова...

– ...да, вернутся к своим ролям.

– Если говорить про кинопрокат. Стоит ли ожидать «эффекта «Чебурашки»: прилива интереса к российскому кино и походу в кино как виду досуга? Или сборы в какой-то момент вернутся на средние значения прошлого года?

– После новогоднего уикенда падение неизбежно – хотя бы потому, что людям нужно возвращаться на работу. Теперь главное – подхватить эстафетную палочку так, чтобы не перебить «Чебурашку», конечно [это невозможно], а удержать интерес зрителя к российскому кино.

Те же разговоры мы ведем еще с начала времен российского кинопроката – как важно после первого успеха не растерять кредит зрительского доверия. Я сейчас не открываю Америку – все в индустрии осознают эту ответственность и выбирают следующую картину [для релиза]. Просто тогда, 10 лет назад, на неокрепшем рынке, помимо кассового потенциала еще говорили и о качестве картины. Но ответственность не уронить планку сейчас осознают все.

– Какой релиз, на ваш взгляд, подхватит эстафету у «Чебурашки»?

– Я думаю, «Вызов» будет огромным событием. Но надо добиваться адекватного окружения следующего потенциального хита в моменте. Это станет определяющим фактором для дальнейшего успеха всего проката.

– Вы уже видели материал «Вызова»?

– Константин Львович Эрнст (гендиректор «Первого канала» и сопродюсер «Вызова». – «Ведомости») мне показывал с телефона. Но даже с маленького экрана – это ошеломляюще.

– Гендиректор крупнейшего в России кинопрокатчика «Централ партнершип» Вадим Верещагин в интервью «Ведомостям» говорил о дефиците масштабных релизов в 2023 г. Не рассматриваете ли вы возможность выпустить какие-то свои кинопроекты раньше, чтобы не допустить мертвого сезона и поддержать кинотеатры?

– Весь прошлый год мы провели в съемочном периоде. Фильмы в постпродакшене, даты их релиза уже определены. «Крысолов» выйдет осенью, «Повелитель ветра» – осенью, а «Сто лет тому вперед» – в декабре. Дефицит, конечно, ощущается, однако «Чебурашка», который спас прокат, несколько исправил положение. Как говорили все, для нормального функционирования индустрии нужно более 20 картин-миллиардников в год. Минимум. Но вышел «Чебурашка» и в одиночку собрал 6 млрд руб.

Релизы будут выходить в те горячие слоты, которые исторически наиболее благоприятны для российского кино. Глобально график не поменялся. Новогодние праздники, потом февраль – от Дня всех влюбленных до 8 марта. Затем весенние каникулы и т. д. То есть все эти точки активности аудитории в зависимости от каникул, праздников, дачного сезона остались на своих местах. Но жанры будут, видимо, меняться.

Будет сложнее прокатывать мрачные фильмы – это, наверное, не то, что сегодня хочет видеть зритель на экране. Какие-то сложные в прокатном отношении фильмы, может быть, даже уйдут на платформы. Это не касается, конечно, больших релизов. Могу привести пример со «Спутником», который [в 2020 г.] должен был выйти накануне локдауна, но мы его придержали, потому что не было понимания, как и будут ли вообще работать кинотеатры. А когда всех закрыли по домам – отдали его на стриминги. И это было правильным решением. Не думаю, что в тот момент «Спутник» был тем фильмом, который аудитория хотела видеть в кинотеатре.

Смена ландшафта на кинодистрибуторском рынке

– В ноябре 2022 г. «Национальная медиа группа» запустила собственную кинопрокатную компанию – «НМГ кинопрокат». Но, насколько я знаю, подобные планы были давно?

– Да, мы давно думали о собственной структуре по дистрибуции внутри НМГ. Рассматривали разные варианты, в том числе создание большого СП. Поэтому, в сущности, все уже было готово – подсчитано, проработано. Мы просто немного подкорректировали эту модель.

Именно сейчас мы решились из-за смены ландшафта на кинодистрибуторском рынке. Мейджоры ушли, на их месте одна за другой появились компании топ-менеджмента ушедших мейджоров. И мы подумали о Вадиме Смирнове (бывший топ-менеджер российских офисов 20th Century Fox и Disney. – «Ведомости»). С ним меня лично связывают очень долгие отношения – он прокатывал мою первую картину «9 рота», когда еще работал в Monumental.

Первым релизом «НМГ кинопроката» должна была стать анимация «Яга и книга заклинаний», но пришлось отложить, лента выйдет этой весной. Мы просто не успели – в первый раз в жизни – отрендерить к дате, потому что не смогли вовремя заполучить ни одного суперкомпьютера. Из-за санкций и из-за загруженности – по совокупности причин не успели к сроку. Поэтому первым релизом компании стала комедия «Быть», а затем коллеги выпустили масштабную историческую картину Николая Лебедева «Нюрнберг». Понятно, что ее невозможно сравнивать с «Чебурашкой», но мы надеемся на широкий прокат, хорошие цифры и на то, что фильм оправдает кредит зрительского доверия. Николай Лебедев – большой режиссер, и тема фильма сейчас как никогда актуальна! Посмотрим.

– «НМГ кинопрокат» будет автоматически прокатывать проекты холдинга?

– Все большие проекты, которые у нас планировались, – «Повелитель ветра», «Крысолов», «Сто лет тому вперед» – уже в пакете у «Централ партнершип». Следующие фильмы – «Лед 3» плюс проекты, которые мы еще не заявляли, – сейчас в обсуждении с нашим будущим прокатчиком.

Рынок у нас небольшой, мощных компаний-мейджоров мало, как мало и релизов, в успехе которых ты уверен хотя бы на 50 и более процентов. Мало франшиз, про которые уже на входе можно сказать, что риски минимальные. Поэтому, думаю, за релизы развернется такая же борьба, какая идет за покупку будущих цифровых и телеправ.

Так исторически сложилось, что «Централ партнершип» – совершенно заслуженный номер один. Вадим Леонидович Верещагин давно и точно вкладывается в фильмы, которые становятся блокбастерами и мегафраншизами.

А по поводу коммуникации между «НМГ студией» и «НМГ кинопрокатом» – будь моя воля и если бы в кинопрокате шел подходящий фильм, я бы с удовольствием приклеил к нему анонс: «Смотрите последнюю серию «Фишера» тогда-то на таких-то платформах». Сегодня алгоритмы позволяют сделать это довольно быстро.

– Не могу не спросить про экспорт. Какие рынки для российского кино в нынешних политических реалиях самые перспективные?

– Нами по-прежнему стабильно интересуется Китай. И Азия вообще. 17 февраля в Японии вышел «Лед» – там с нуля сделали весь маркетинг. Новый плакат, новый трейлер – как будто совсем другой фильм. До пандемии рынок ОАЭ считался крупнейшим на Среднем Востоке, но и сейчас, несмотря на все осложнения, страны этого региона показывают самый большой рост.