Рубен Дишдишян: «Наш принцип в авторском кино – не диктовать режиссеру»
Основатель кинокомпании «Марс медиа энтертейнмент» о свободе как основе артхаусных проектов и какие фильмы сейчас стоит снимать«Марс медиа энтертейнмент» – одна из немногих кинокомпаний-лидеров (проекты таких компаний приоритетно поддерживаются Фондом кино), системно работающая с режиссерами-дебютантами. Именно здесь сняли свои первые полнометражные фильмы Анна Меликян, Кирилл Плетнев, Ольга Зуева, Яна Гладких, Сергей Пускепалис, Руслан Братов. Недавно завершился съемочный период экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Для молодого режиссера Михаила Локшина это всего лишь вторая работа в кино.
В интервью «Ведомостям» основатель «Марс медиа энтертейнмент» Рубен Дишдишян рассказал, почему компания решилась доверить один из самых дорогих и амбициозных проектов в индустрии начинающему автору, об окне возможностей, открывшемся перед российскими продюсерами после ухода Голливуда, а также зачем кинокомпания поучаствовала в запуске нового кинопрокатчика.
«Дебютанты знают, что мы не «жестим»
– Помню, Аня Меликян впервые пришла в нашу компанию с коротким метром, попросила его профинансировать и сказала, что бюджет там $50 000. Я говорю: «Ань, бюджет всей нашей компании $150 000, а вы просите у нас треть от него. Поэтому, к сожалению, не сможем, мы еще молодые и маленькие, извините. Когда разбогатеем, то профинансируем ваш следующий фильм». Потом, когда Аня пришла с «Марсом», он стал и ее, и нашим дебютом. А дальше начали потихоньку системно заниматься дебютным кино.
– Много факторов, в какой-то степени социальная ответственность. Я постоянно вспоминаю, как тяжело мне самому было пробиваться, будучи человеком не из индустрии. Посчитал, что если я чего-то добился и могу помочь дебютанту зайти в кино, то почему это не сделать? Ну и потом всегда приятно поработать с талантливыми молодыми ребятами. И дай бог, чтобы после дебюта с ними работать и дальше.
– Конкурсов не объявляем – в компанию и так приходит очень много проектов. Дебютанты знают, что мы их поддерживаем, не «жестим», поэтому часто к нам обращаются. Ну и конечно, наши продюсеры ездят по всем фестивалям, ищут. Приезжают и рассказывают: «Вот надо на этого режиссера или автора обратить внимание и на того еще». Дальше знакомимся и находимся в постоянном диалоге с ними. В общем, идет нормальная селекционная работа.
– Нет, это решение не было быстрым. Все-таки после «Лалай-Балалай» много времени прошло. Руслан себя искал, он даже, кажется, успел снять какие-то пилоты сериальные, если не ошибаюсь. Они дружат с нашим продюсером Вазгеном Хачатряном. Руслан дал ему свой сценарий, потом мы все его прочитали, сказали: «Хороший. И давайте, ребята, запускать». Долго работали над проектом, в том числе и потому, что Руслан был бескомпромиссен по бюджету и мы не сразу смогли найти деньги.
– Если помните, тогда Минкульт финансировал лишь часть производственного бюджета проектов дебютантов – максимальный размер поддержки составляя порядка 25–30 млн руб. А бюджет «Экспресса» был в районе 60 млн руб. И мы не понимали, как закрывать оставшуюся часть, она никак не отбивалась экономически. Потом нас поддержал фонд «Кинопрайм». Но все равно запускались с дефицитом. Ребята-сопродюсеры (Сергей Яхонтов, Павел Карыхалин. – «Ведомости») делали весь продакшн бесплатно, без своей маржи. В общем, нам всем сильно пришлось постараться, чтобы реализовать этот проект.
– Нет, вы знаете, у нас принцип в авторском кино – не диктовать режиссеру, не вмешиваться в творческие дела. По сценарию, да, мы всегда стараемся советовать, но в остальном предоставляем свободу.
– Цели заработать на этом проекте не ставили. Но в итоге мы даже в небольшой плюс вышли.
– Пытались, отказали.
«Мы поверили в него»
– Болезненно, безусловно. Помимо того что это важно – показать свой фильм международной аудитории, это давало еще и дополнительные средства. Да, в основном это были небольшие деньги, но они были плюсом. К тому же зарубежные партнеры иногда входили на уровне постпродакшена с $100 000–150 000, а это уже существенные деньги для авторских картин. Ну и их участие в конечном итоге могло добавить порядка $50 000–100 000 к продажам. И экономика проекта в таком случае становилась более-менее привлекательной. Также участие зарубежных партнеров быстрее открывало двери на международные фестивали.
– Тоже с трудом собрали бюджет и пытались найти пути, как оптимизировать его во время съемок. Наверное, сила воли всех участников сплотила, и мы отснялись. Сейчас идет монтаж, вот вчера пришла первая сборка. Ну и в фильме действительно много компьютерной графики. Фильм будет готов к сентябрю-октябрю, а там посмотрим.
– Пока финальный бюджет не могу назвать: будет зависеть от количества компьютерной графики.
– Вы не поверите: там был бюджет 110 млн руб.
– Он сумел так это рассказать, так объяснить, что мы поверили в него. Я специально не смотрел его предыдущий фильм. Боялся. Но Саша Домогаров нас убедил, и мы прямо очень уверенно приняли решение доверить ему съемки «Пальмы».
– При сборах в 346,4 млн руб. «Пальма» окупилась в российском кинопрокате. Успешные результаты фильм показал также в прокате в Японии, собрав более $963 000, и в Китае – $1 млн. Также были большие зарубежные продажи на ТВ, интернет-платформы и другие виды прав: на сегодня они составляют порядка $900 000.
– Летом начнутся съемки, мы пока в процессе подготовки. Но уже сейчас понятно, что вторая часть будет существенно дороже первой. По сценарию у собаки появляется друг – медвежонок. И это уже история и наших героев – Виктора Добронравова, Владимира Ильина, Леонида Басова, Валерии Федорович, Евгении Дмитриевой, Игоря Хрипунова и овчарки Пальмы с медвежонком Мансуром. Екатерина Мавроматис написала очень сильный, увлекательный сценарий.
– Японцы, наши партнеры по первому фильму, прямо очень хотят участвовать во втором. Несмотря на всю сегодняшнюю ситуацию. И многие наши партнеры, которые покупали фильм в Европе, говорят, что купят вторую часть. Поэтому я надеюсь, что и у «Пальмы-2» будет успешная коммерческая судьба.
– Да, в игровом продажи тоже не прекратились. Вы не поверите: у нас США купили «Миру» за $261 000.
– По нынешним да, по прежним нет. Они сказали: «Если бы всей этой ситуации не было, мы бы полмиллиона заплатили».
«Пока живем в условиях дефицита бюджета»
– Локшин снял «Серебряные коньки».
– Я увидел ролик «Серебряных коньков» и сказал: «Срочно меня познакомьте с этим режиссером». Мы встретились, обменялись планами, но тогда речи о «Мастере» не шло.
– Закрытой информации в этой истории действительно много, потому что существует масса нюансов. Да, режиссером изначально был Николай Лебедев и он проделал колоссальную работу. Была идея привлечь больших голливудских звезд. Коля на роль Маргариты хотел Ольгу Куриленко, она прилетала, сделала пробы, они были хорошими, на мой взгляд. С Ольгой мы очень подружились, она хотела сыграть эту роль. На Воланда думали пригласить Гари Олдмена, но тот обозначил такой гонорар, который мы никак не могли себе позволить.
Мне жаль, что проект тогда не состоялся, но на тот момент нам не удавалось собрать бюджет. В общем, пауза затянулась. Коля Лебедев не мог бесконечно ждать и в какой-то момент ушел на проект «Нюрнберг». А мы стали думать, что делать дальше, и спустя время возобновили наше общение с Мишей Локшиным.
– 1,2 млрд руб.
– Да, «Марс медиа», «Профит» и «Амедиа». Пока без поддержки какого-либо телеканала, сейчас как раз идут активные переговоры.
– Да. И делаем монтаж с учетом библейского блока.
– Нет.
– Пока точной даты премьеры нет. Думаю, в прокат «Мастер и Маргарита» выйдет осенью-зимой 2023 г. Мы сильно зависим от компьютерной графики, и вот это сейчас самое главное.
– Очень надеемся, что фильм окупится. А пока живем в условиях дефицита бюджета, необходимого для завершения картины.
«Для наших продюсеров открылось окно возможностей»
– Решение о том, кто станет прокатчиком«Мастера и Маргариты», будет приниматься совместно с нашими партнерами по этому проекту. Надеюсь, это будет «Атмосфера кино».
– Вадим Иванов (экс-гендиректор российского подразделения Universal Pictures International. – «Ведомости») и его команда – замечательные ребята, профессионалы, зарекомендовавшие себя на рынке. Они пришли к нам с предложением стать партнерами этого проекта. Мы изучили его – нам показалась интересной бизнес-идея – и согласились в нее инвестировать.
У нас не так много полнометражных фильмов, чтобы полностью заполнить сетку «Атмосферы кино», поэтому компания будет работать со всем рынком. Ее задача – стать коммерчески успешной бизнес-единицей. Плюс голливудские мейджоры все-таки когда-то, думаю, вернутся в Россию. И делать это они будут через тех людей, с которыми уже есть опыт плодотворного сотрудничества.
– Я негативно отношусь, безусловно, к тому, что большое американское и отчасти европейское кино ушло из нашего официального проката. Но считаю при этом, что для наших продюсеров открылось окно возможностей. Наша задача – делать два-три больших зрительских проекта в год, три-четыре среднебюджетных и несколько авторских. Мне кажется, что сейчас стоит увеличить производство в нише среднебюджетных фильмов. И поаккуратнее быть с большими дорогими проектами.
– Если говорить про дебютное кино – 50–100 млн руб. 100–300 млн руб. – среднебюджетное. И все, что выше 300 млн, – высокобюджетное.
– У нас в разработке «Руслан и Людмила», «Хозяйка Медной горы», «Пепел» (история времен Гражданской войны, сценарист – Алексей Сидоров). Также работаем над фильмом «Нулевой отдел» и делаем «Снежную королеву» с автором Дашей Грацевич.
– Отличная ретро-история. Про то, как обычного советского человека отправляют на Кубу. Там он должен стать наживкой для поимки его родственника, готовящего покушение на Фиделя Кастро. Это комедийный боевик, залихватский, в духе Джеймса Бонда.
«Мы на «Чиках» практически ничего не заработали»
– По сериалам у нас сейчас порядка 25–30 проектов в разных стадиях. В этом году планируем запустить в производство порядка 10 сериалов для разных каналов – «Первого канала», «России 1», СТС, ТВЦ, «Домашнего». Летом как раз начнутся съемки восьмисерийной исторической драмы «Княгиня Ольга» для «Первого», режиссером стала Валерия Гай Германика. Еще 3–5 проектов – для онлайн-платформ.
– У нас нет разделения. В «Марс медиа» работает 12 продюсеров, каждый из которых занимается и кино, и сериалами – для ТВ и платформ. Решение о запуске проектов принимается коллегиально, у меня есть право решающего голоса.
– Те проекты, которые вы в том числе перечислили, – «Шторм», «Черная весна», «Чики», «Великая», «Григорий Р», «Чайки».
– Не совсем так. Они сразу ко мне пришли. Ира Горбачева привела к нам режиссера Эдуарда Оганесяна, с которым мы до этого были шапочно знакомы. Мы решили рискнуть, снять пилот напополам, Ира в том числе вкладывалась. А вот дальше действительно мы пошли по рынку, везде получили отказы, кроме more.tv. Кстати, мы на «Чиках» практически ничего не заработали.
– Да, считаю, что «Чики» – крутой проект. И не жалуюсь. Репутационно мы в данном случае действительно сработали в плюс.
– Сложный вопрос. Есть, конечно, любимые проекты, где душа поет, им уделяешь больше времени. Но если говорить в целом, то душа болит за всю компанию.