Никита Кобелев: «Я чувствую, что сегодня нужно и важно, а что нет»

Новый главный режиссер Александринки о диалоге с русской классикой и зачем людям сегодня нужен театр
Главный режиссер Александринского театра Никита Кобелев/ Евгений Разумный / Ведомости

В сезон 2023–2024 гг. Александринский театр, один из старейших в России, входит во главе с новым главным режиссером. Им стал Никита Кобелев, поставивший в 2021 г. в Александринке спектакль «Тварь» по мотивам романа Федора Сологуба «Мелкий бес». В 2022 г. эта постановка была отмечена премией «Звезда театрала» в номинации «Лучший спектакль. Малая форма».

Выпускник режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова) до этого был штатным режиссером Московского академического театра им. Вл. Маяковского, там же – помощником художественного руководителя. Постановки Кобелева идут сейчас помимо Маяковки в МХТ им. Чехова, Театре наций, театре «Практика» и др.

Новый, 268-й сезон Александринки пройдет под знаком двух юбилеев: 150-летия Всеволода Мейерхольда и 20-летия художественного руководства театром Валерия Фокина. Среди грядущих премьер – «Мейер» Кирилла Люкевича по роману Сергея Кемпо, спектакль по воспоминаниям александринцев о блокаде Ленинграда, постановка по переписке Екатерины II и Вольтера. Для Новой сцены, носящей имя Мейерхольда, запланирована программа «Мейерхольдоведение»: три фестиваля, выставка в дополненной реальности, перформансы, лекции и др.

В январе 2024 г. ожидается премьера спектакля Кобелева по роману Льва Толстого «Воскресение». О новой постановке, мейерхольдовской формуле театра и о том, нужны ли Александринке реформы, режиссер рассказал в интервью «Ведомостям».

«Это можно сравнить с любовью с первого взгляда»

– Новый театральный сезон вы впервые встречаете в должности главного режиссера Александринского театра. В чем теперь будет заключаться ваша работа?

– Главный режиссер в первую очередь должен ставить спектакли в театре на регулярной основе. Как правило, речь идет об одной постановке в год. Отдельная сложность состоит в том, что наряду со своими постановками главный режиссер должен ежедневно заниматься еще и внутритеатральными процессами – творческими и административными. Все мы знаем, что дел в любом театре очень много и эта, что называется, рутина требует огромного количества сил и времени. Но она не менее важна, чем спектакли, потому что комфортный «быт» за кулисами обеспечивает нормальное стабильное течение жизни во всем театре.

– Что, на ваш взгляд, вам как главрежу необходимо в театре сохранять и развивать, а что требует реформ?

– Главный режиссер в Александринском театре, на мой взгляд, это вообще не про реформы. Театр в очень хорошем состоянии, и никакие реформы ему не нужны. Это история про единение с театром, соответствие ему, движение с ним в одну сторону. По результатам нашего первого совместного спектакля «Тварь» стало понятно, что с театром случилось очень точное попадание друг в друга. Это можно сравнить с любовью с первого взгляда. Мне очень близко то направление, в котором театр движется, – это традиция и новаторство в одной связке. Это мейерхольдовская формула, которой следует художественный руководитель театра Валерий Фокин. Я ценю традицию, но и эксперимент, современный язык для меня очень важны. Так что эта особая творческая позиция театра в меня полностью попадает. Мне особенно хочется стать полезным труппе, потому что мне интересно работать с артистами, хочется раскрыть их потенциал еще сильнее и обеспечить их хорошими ролями и работами. Как максимум, я надеюсь, что смогу своими спектаклями привнести в театр свежее дыхание.

– В чем эта особая творческая позиция Александринского театра, помимо сцепки традиции и новаторства?

– Александринка – это театр, в котором самая главная задача – держать высокий художественный уровень. Качество спектаклей превыше всего. Нет нацеленности на развлекательные спектакли, как во многих других театрах. За годы работы под руководством Валерия Фокина у театра сформировался свой особый путь и свой особый зритель.

Люди идут в Александринку именно за необычным, современным, интересным. И из-за того, что театр постоянно работает с новыми режиссерами, которых приглашает художественный руководитель. Труппа театра в хорошем творческом тонусе: артисты привыкли к высокому классу режиссуры, к необходимости постоянно работать с новыми подходами и с разным театральным языком.

– А вообще легко ли было согласиться на эту должность? Было ли страшно?

– Было очень ответственно, ведь нужно оправдать оказанное доверие. Но согласился я с радостью. Во-первых, потому что Александринский театр – один из лучших драматических театров в России с большой историей и очень интересным современным настоящим, где действительно хочется работать. Во-вторых, потому что мы нашли общий язык с театром во время постановки «Твари». Мне кажется, что работа над этим спектаклем прошла хорошо, и есть надежда, что дальше будет все так же успешно и слаженно. Страшно, конечно, тоже было, потому что такое серьезное решение требует полной перестройки моей жизни. И такие изменения, как переезд в другой город, – это всегда непросто. Хотя и кажется, что ничего существенного в переезде из Москвы в Санкт-Петербург нет, на самом деле жизнь в новом городе – это всегда жизнь с чистого листа.

«Мне важно сочинять именно свою режиссерскую историю»

– Какие ваши спектакли появятся в этом году в Александринке?

– На январь 2024 г. запланирована премьера спектакля «Воскресение» на основе одноименного романа Льва Толстого.

– Как родилась идея ставить «Воскресение»? Или вам его предложили?

– Это произведение я давно хотел поставить. При обсуждении моей новой постановки я предложил несколько названий, но выбор художественного руководителя театра пал именно на «Воскресение». Валерий Владимирович сказал, что Толстой – наш автор, созвучный Александринскому театру. Произведение сложное, в романе много фундаментально важного и при этом много актуального. Целая панорама русской жизни, действует большое количество персонажей. Мне нравится работать с такими масштабными произведениями.

– Вы будете перемещать действие в современность?

– Пока не хочется говорить подробно о спектакле, его замысел еще в процессе становления. Но, безусловно, это будет взгляд на произведение из сегодняшнего дня. Мы не планируем иллюстрировать роман, а представим свое видение этой истории – в чем-то, думаю, неожиданное. Я уверен, что у нас получится некая эстетическая связь с «Тварью», потому что пьеса Валерия Семеновского написана на основе романа Федора Сологуба «Мелкий бес». И «Мелкий бес», и «Воскресение» – это романы, написанные примерно в одно время, в конце XIX – начале XX в., и вбирают в себя предчувствие слома эпох.

– В других театрах вы планируете ставить в этом сезоне?

– Пока на этот сезон других планов, кроме «Воскресения», нет. После назначения на должность главного режиссера Александринки я все отменил, так как буду занят работой в этом театре.

Но в совсем недавнем времени появилось несколько моих новых спектаклей в разных городах. В новосибирском театре «Старый дом» вот только прошла премьера «Дачников». Автор сценической версии – Дмитрий Богославский. Это история по мотивам одноименной пьесы Горького. Действие перенесено в наши дни, композиция и структура пьесы изменены, а некоторые диалоги переписаны, но все эти изменения инспирированы серьезным изучением пьесы Горького и сделаны для того, чтобы взглянуть на коллизии «Дачников» из сегодня.

В апреле этого года вышел важный для меня спектакль «Лягушки» в филиале Александринского театра – Псковском драматическом театре им. Пушкина. Эпическая драма по пьесе китайского автора, нобелевского лауреата Мо Яня. Большая четырехчасовая работа. Ее можно будет увидеть на фестивале «Балтийский дом» в Петербурге в октябре. В этом спектакле первый акт реалистичный, второй средний, переходный, а в третьем уже все разрушается. Размывается документальность, ее сменяют сценические фантазии. Интересно, когда есть история, ты к ней подключаешься, а потом она разрушается и выходит на обобщение. В «Дачниках» похожий поворот.

Летом в МХТ им. Чехова состоялась премьера моего спектакля «Жизель ботаническая» по прозе Эдуарда Кочергина.

– Вы часто обращаетесь к произведениям, которые ставят редко или вовсе никогда не ставили. «Лягушки», «Жизель ботаническая» не исключение. «Дачники» и «Воскресение» – классические тексты, но их вы тоже не оставляете в первозданном виде. Все перерабатывается, фактически пишутся новые пьесы на их основе. Почему так?

– Мне интересно рассказывать новые истории, ставить тексты, у которых небольшая история постановок, открыть для зрителя эти произведения. И даже когда я работаю с классической литературой, мне важно сочинять именно свою режиссерскую историю. Разложить текст на атомы и потом пересобрать, сохранив его дух. Мне нужно вступать с автором в диалог. На мой взгляд, театру необходимо столкновение энергий, но важно не бездумно к этому подходить: это кропотливая работа с первоисточником, и все решения питаются его токами.

– Как обычно происходит выбор автора, произведения для постановки?

– По-разному, в зависимости от театра и конкретной ситуации. Иногда худруки театров предлагают поставить конкретные произведения, иногда завлиты, иногда произведение приносит режиссер. У меня есть список названий, которые я готов предлагать к постановкам. Этот список постоянно меняется, потому что я сам меняюсь и мир меняется тоже. Я чувствую, что сегодня нужно и важно, а что нет. Например, так совпало, что многие произведения из классической литературы, с которыми я работал в недавнее время («Мелкий бес» Сологуба, «Дачники» Горького) и буду работать дальше, это тексты начала ХХ в. Я специально так не загадывал, но, наверное, они не зря со мной резонируют. Для меня главное – это слышать время, оно определяет выбор прежде всего.

«Театр для меня – это про живые энергии»

– Вы упоминали Мейерхольда. Это важная фигура для Александринского театра (и не только для него) и для самого Валерия Фокина. Он это открыто декларирует. А у вас как у режиссера есть какие-то такие личности-идеалы, на которые вы ориентируетесь?

– Я все пристально изучаю, постоянно нахожусь в поиске, смотрю спектакли и кино, изучаю искусство со всех сторон. Но вот такой точной определенной фигуры, на которую я равняюсь, у меня пока нет. Я успел много попробовать, поработать в разных театрах, разных направлениях. И, я думаю, постепенно начинаю понимать, что мое, а что нет. Мне кажется, невозможно ничего перенять у кого-то в чистом виде, перенести приемы другого режиссера из одного спектакля в другой. Только мертвое получится. А театр для меня – он про живые энергии.

– В любом случае каждый режиссер что-то берет от своего мастера. Вы учились у Олега Кудряшова в ГИТИСе, насколько известно. Чем вы от него напитались? Какой главный урок?

– Внимание к артисту. Когда поступал, думал, что режиссура – это придумки, визуальные ходы, образы, а артист – он как-то сам по себе существует. Оказалось, что актер едва ли не самое главное и умение с ним работать – ключевое в режиссуре. И еще, конечно, умение разбирать текст. Вот два фундаментальных аспекта в профессии, на которых и строится режиссерское мастерство, два основных умения. Важно овладеть ими, а дальше уже искать свой язык.

– Вы много ставили в Московском театре им. Маяковского. Там и сейчас идут ваши спектакли. Худруком тогда был Миндаугас Карбаускис. Что в тот период в вас перетекло в профессиональном плане?

– Все то же самое, просто еще глубже. Мне близко то, как работает Миндаугас: тонкость, ажурность, непростая простота, глубокий поэтический язык. Я не всегда иду в ту же сторону, мы разные, но это своеобразный камертон для меня. Миндаугас стоит на тех же точках – артист, разбор. И еще сценический минимализм, когда нет ничего лишнего, для меня это важно и интересно.

– Как вы могли бы охарактеризовать то, в каком состоянии сегодня находится театральная индустрия?

– Сейчас перед театром стоит задача сохранить художественный уровень. Люди ищут в театре возможность услышать что-то важное, главное о себе и о времени, в котором мы все живем.