Алексей Левыкин: «Все ждут, когда культурный обмен будет возобновлен»

Директор Исторического музея – о главных выставках сезона и международном сотрудничестве в новых реалиях
Директор Исторического музея Алексей Левыкин/ Максим Стулов / Ведомости

Государственный исторический музей (ГИМ) считается одним из самых популярных мест для посещения всеми, кто впервые приезжает в Москву. Пройти мимо него невозможно, ведь главное здание находится на Красной площади и стало неотъемлемой частью ансамбля центра города. В ГИМе хранятся более 5 млн уникальных артефактов, проходят выставки-блокбастеры: «Викинги. Путь на Восток», «Придворный костюм середины XIX – начала XX в.» и др.

Самый большой отдел музея – археологический – ежегодно проводит экспедиции, раскопки, исследования. Параллельно музей занимается научной деятельностью и, как результат, – совершает необычные находки и удивительные открытия. Вместе с Институтом общей генетики ГИМ изучает материалы древних предметов одежды IV в. до н. э., с Курчатовским центром – переатрибутирует предметы и воссоздает разрушенные надписи. А Институт космических исследований помог музею восстановить утраченное изображение Ивана Грозного на «Апостоле» 1564 г.

Сейчас ГИМ пополняет свою коллекцию произведением «Фаберже» и собранием фалеристики из Германии конца XIX – начала XX в., работает над проектом ремонта своего главного здания.

В интервью «Ведомостям» директор ГИМа Алексей Левыкин рассказал о готовящейся выставке предметов из сокровищницы Эрмитажа, как находки черных копателей становятся экспонатами музея, а также поделился планами о международном межмузейном сотрудничестве.

«Выставка – очень сложный технологический процесс»

– С какими показателями ГИМ и его основные площадки завершили 2023 г.?

– В 2023 г. мы почти вернулись к допандемийным показателям. Посещаемость музея в прошлом году превысила 1 млн человек; если быть точным, то она составила 1,03 млн человек. В 2019 г. этот показатель составлял 1,148 млн человек. Эта статистика подпитывает наш оптимизм. Если говорить о структуре посещаемости, то лидерство сейчас удерживает главное здание ГИМа, основная экспозиция: в 2023 г. его посетило более 410 000 человек. На втором месте – Покровский собор – более 300 000 человек. Тут, правда, следует заметить, что если сравнивать эти две площадки по вместимости и проходимости, то Покровский собор работает практически на пределе возможности антропогенного воздействия. Мы бережно к нему относимся, и во время чемпионата мира по футболу, когда его посещаемость была запредельной, к примеру, вынуждены были вводить ограничения. Следующая площадка по посещаемости – Музей Отечественной войны 1812 года, который дает в среднем цифру около 300 000 посетителей в год. Дальше идут филиал в Туле (38 000 человек) и Палаты бояр Романовых (30 000 человек). Палаты – очень камерный музей, который имеет определенные пределы возможностей по посещаемости.

– А какие выставочные проекты ГИМа стали самыми популярными в прошлом году?

– Выставка «Новороссия», ее посетило 78 000 человек. Большой интерес также вызвала выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы», которую посетило около 50 000 человек. Всего же временные выставки в прошлом году посетило примерно 220 000 человек.

– От каких факторов зависит посещаемость музея – сезонность?

– Да, но у нас сезонность немного отличается от других. Мы знаем, что для всех музеев пиком являются новогодние каникулы. В этом году всего в данный период нас посетило более 50 000 человек. Это очень хорошая цифра. Кроме этого у многих коллег следующий подъем посещаемости начинается весной, с началом туристического сезона, а для нас время апрель – май – низкий сезон, потому что ведется подготовка к празднованию 9 Мая и посещение ГИМа затруднено (из-за репетиций парада на Красной площади. – «Ведомости»). Наиболее плодотворный период в нашем случае – осень, когда стартует учебный процесс, а мы начинаем очередной выставочный сезон. Хотя в связи с изменением туристических потоков летняя посещаемость в этом году была стабильной – за счет внутреннего туризма.

– А какова сейчас доля и количество посетителей-иностранцев? В основном о каких странах идет речь?

– Очень сложно сейчас выделить конкретные страны. До 2020 г., а также еще до введения санкций нашими основными зарубежными посетителями, как во многих других музеях страны, были китайские друзья. Наш главный центр притяжения иностранных туристов – Покровский собор. В допандемийный период их процент составлял примерно 25% от общей посещаемости, сейчас – 3,5%. На данный момент турпоток в Россию из-за рубежа еще не восстановился.

– Есть ли сейчас возможности для взаимодействия с зарубежными коллегами? В частности, в каком статусе находится ваш проект с музеем Генуи, который анонсировался в 2022 г.?

– Это проект был начат четыре года назад. Мы планировали делать цикл выставок под названием «Сокровища музеев Италии». Начали сотрудничество с выставки работ Дюрера из Городских музеев Брешии в 2021 г. Следующий проект должен был представлять сокровища музеев Генуи, и мы уже начинали переговоры с другими музеями Италии о возможности продолжения программы. Но из-за введенных санкций проект был приостановлен. С итальянскими коллегами контакт не утрачен, все ждут, когда культурный обмен будет возобновлен.

– С другими зарубежными музеями сейчас происходит какое-то общение?

– Контакты сохраняются. Наши взаимоотношения с другими музеями включают в себя не только обмен выставками, а это еще научные контакты, запросы информации, изображений.

– Что происходит с вашими запланированными ранее зарубежными проектами?

– Выставка – очень сложный технологический процесс. Она включает в себя переговоры, логистику, страховку, перестраховку в ведущих страховых компаниях мира. Естественно, что, когда приостановлены финансовые операции между Россией и странами Европы, Америки, говорить о возможности организации выставок очень сложно. Тем более что самый главный аспект любого проекта – безопасность, в том числе и гарантии возврата наших предметов в Россию. Сейчас условий для нормального выставочного обмена у нас нет.

– А с другими странами, дружественными?

– Мы сейчас находимся в процессе подписания соглашений с Иранским культурным центром, чтобы организовать выставку на площадке ГИМа. Сейчас еще обговариваем детали, но желание наладить выставочный обмен есть и у нас, и у наших иранских партнеров.

– У Египта очень богатая история, и выставки с экспонатами из этой страны, как показывает практика, востребованы в российских музеях. Ведете ли переговоры о сотрудничестве с египетскими коллегами?

– Мы сделали запросы об организации выставки с музеями Египта, но не получили пока ни одного подтверждения. Думаю, что потребуется определенное время, чтобы наладить выставочный обмен в новыми партнерами – странами Азии, Африки и Востока. Мы ведем эту работу, думаю, что совсем скоро первые результаты уже будут.

«Мы попытаемся воссоздать образ этого Дикого поля»

– Что станет первым выставочным проектом в новом сезоне?

– «Сокровища полковых музеев». В коллекции ГИМа есть уникальные предметы полковых музеев России, причем самых знаменитых. Это собрания русской гвардии, Семеновского, Преображенского, Московского полков. Среди экспонатов не только боевые регалии, реликвии, но и живопись, выдающиеся произведения декоративно-прикладного, ювелирного искусства. По специальным заказам, которые делались шефами полков, работали лучшие мастерские, ювелирные фирмы России того времени: Сазикова, Овчинникова, Хлебникова и, конечно же, Фаберже.

– Насколько я знаю, вы также планируете выставку, посвященную кочевникам. Расскажите чуть подробнее.

– Это «Дикое поле. В вечном движении» – проект, посвященный такому яркому феномену, как евразийская степь, которая, с одной стороны, постоянно источала опасность набегов, а с другой – была частью истории нашей страны. Она связана с формированием народов, которые сейчас объединены под понятием «россияне». Именно на этой территории на протяжении многих тысячелетий передвигались огромные массы людей, они привносили что-то новое в культуру. Достаточно вспомнить легендарных гуннов, скифов, Золотую Орду.

Мы попытаемся воссоздать образ этого Дикого поля с разных точек зрения. Географически эта тема будет охватывать не только южнорусские степи, затронем и темы освоения юга Сибири. Среди экспонатов – разнообразные исторические памятники, оружие, живопись и даже настоящая юрта кочевника из собрания ГИМа.

– Еще одна экспозиция, над которой ведет работу ГИМ, – выставка о Ленине? Что будет в фокусе внимания этой экспозиции?

– Мы будем прежде всего уделять внимание биографической стороне. Для меня как человека, который получил классическое советское образование, история, связанная с Владимиром Ильичом Лениным, привычная и не является тайной. А сейчас у нас есть целое поколение, которое на вопрос о том, кто такой Ленин, не даст вам ответа. А этот человек сыграл очень большую роль в истории нашей страны.

Оценка этой роли и личности Ленина сегодня полярна. Мы же в рамках выставки попытаемся представить образ Владимира Ильича освобожденным от каких-то идеологических шор, которые были характерны для советского времени. Говоря о Ленине как о выдающемся государственном деятеле, нельзя обойти и острые углы и не сказать о событиях, связанных с «красным террором» или преступлениями, которые были совершены против Русской православной церкви. Постараемся максимально объективно рассказать о деятельности, судьбе, окружении этого человека.

– На декабрь 2024 г. намечен один из самых долгожданных проектов – выставка «Драгоценности! Блеск русского двора». Могли бы рассказать подробнее про нее?

– В основе идеи этой экспозиции – успешный проект Эрмитажа, который был показан несколько лет назад в его филиале в Амстеле. Идея о показе этой выставки пришла к нам, когда мы увидели успех проекта о придворном костюме. Нас с Эрмитажем связывают очень тесные взаимоотношения, многое в наших коллекциях нас объединяет – мы держатели, наверное, самых крупных собраний археологии, нумизматики, декоративно-прикладного искусства, тканей и костюма. Мы обратились к Эрмитажу с идеей организации проекта и сразу же получили согласие.

– Какие предметы приедут в Москву?

– Выставка будет яркой и разнообразной. Это будут портреты представителей императорской семьи, знаменитых дворянских династий, выполненные ведущими художниками того времени. Покажем работы прославленных ювелиров, в том числе знаменитых фирм Lalique, Cartier, Tiffany. Конечно, мы не обойдемся без показа образцов коллекции потрясающего придворного костюма. Также покажем разнообразные предметы, которые хранят в себе тайну их владельцев. Например, медальоны, принадлежавшие историческим персонам. Каким именно – пока не можем сказать точно: список формирует Эрмитаж. Очень часто такие вещи, как прядки волос, миниатюрные изображения, несут в себе личную информацию об их владельцах. То же самое можно сказать про знаменитые табакерки, которые на протяжении всего XVIII в. являлись не только драгоценным предметом обихода придворного, но и часто выступали в качестве государственной награды.

«Черная археология – это не археология, это преступление»

– Расскажите об археологических экспедициях музея. Какие значимые находки последнего времени можете отметить?

– Археологический отдел – самое крупное подразделение музея. У нас работают 13 археологических экспедиций, которые охватывают очень большой регион: территории Северного Кавказа, степи, центральную часть России. У нас идут археологические исследования древнейших эпох, античного времени, раннего Средневековья. В общей сложности ими занимаются 40 профессионалов. Как правило, сезон у нас начинается в июне и заканчивается осенью.

В 2023 г. был ряд очень интересных находок. К примеру, мы получили уникальные памятники (прежде всего орудия труда) из наиболее древних стоянок на территории Дагестана, которым по 1,5–2 млн лет. Таким образом мы можем говорить о первом появлении человека на территории России. Эти предметы позднее будут представлены в постоянной экспозиции.

Важные предметы были найдены на территории Рязани, там работает экспедиция, которая изучает так называемых окских финнов. Это период IV–V вв. н. э. И, конечно, вещи с центральной территории страны, созданные теми группами людей, которые участвовали в формировании российской народности. Были найдены украшения, оружие, предметы быта. Сейчас они находятся в руках наших реставраторов. Перед тем как представить эти предметы на выставках, необходимо провести целый комплекс работ.

Также разнообразны итоги раскопок на территории Северного Кавказа – это предметы культуры эпохи бронзы, раскопки черноморских городов, там встречаются в том числе античные предметы.

– В декабре 2023 г. в постоянную экспозицию ГИМа вошли 74 археологических памятника, изъятых из незаконного оборота. Как часто удается спасать древние артефакты, изымая их у черных копателей, и что с предметами происходит после?

– Черная археология – это не археология, это преступление, воровство, которым занимаются люди, которые ради наживы уничтожают наши знания, историю, культуру. Наши специалисты регулярно сталкиваются с результатами работы черных копателей, когда выезжают на свои раскопки и замечают следы их «внедрения». Это проблема не только российская, но и всего мира. С этим надо бороться с помощью полиции, Федеральной службы безопасности. Они обращаются к нам, и мы оказываем поддержку, помогаем с научной экспертизой. И очень часто изъятые у черных копателей предметы оказываются в нашем музее. К примеру, сейчас работает выставка «Клады. Сокрытая история», на которой представлены экспонаты, которые попали к нам именно таким образом.

– В конце 2023 г. ГИМ подписал соглашение с Институтом общей генетики РАН на проведение генетических исследований. Можете рассказать подробнее об этом сотрудничестве?

– Ранее такие исследования проводились, как правило, на зарубежной базе. Сейчас будут проводиться Институтом общей генетики РАН. Например, в данный момент мы исследуем материалы уникального Катандинского халата (датируется IV–III вв. до н. э. – «Ведомости»), чтобы понять, из чего он сделан, какая кожа, меха каких животных использовались при его изготовлении. Также совместно со специалистами из РАН ведем работы, связанные с изучением народов обширной русской равнины. Мы предоставляли институту различные материалы, причем некоторые из них, связанные с нашими уникальными памятниками, знаменитыми археологическими объектами, поступали к нам из Кургана Пазырык (скифские гробницы железного века в горах Алтая. – «Ведомости»). Помимо Института общей генетики РАН мы давно сотрудничаем также с Курчатовским центром, есть договоренность и о работе с Институтом космических исследований.

– В результате проведения генетических исследований мы сможем узнать, какие люди жили в то или иное время, чем они занимались и т. д.

– Да, сейчас археогенетике уделяется огромное внимание во всем мире. Такие исследования помогают понять, как формировались группы народностей, какие миграции происходили на огромных территориях. Благодаря результатам, которые уже имеем, мы можем представить, какое влияние кочевые группы, которые перемещались по Евразийской степи в период неолита, эпохи бронзы, оказывали на формирование народов и народностей, которые до сих пор проживают в различных странах России, Европы. Как выяснилось с помощью генетики, мы все взаимодействуем на протяжении очень-очень многих тысячелетий.

– Чем в вашей научной деятельности вам помогают Институт космических исследований и Курчатовский центр?

– Мы взаимодействуем с ними в направлении, связанном с рукописями. Коллеги обладают уникальными технологиями и оборудованием, которые позволяют вести особую многостороннюю съемку текстов, изображений. Это дает нам возможность их прочтения, выявления надписей, которые были утрачены. Самый известный результат – изображение Ивана Грозного на «Апостоле» 1564 г. (первая датированная книга, напечатанная на территории Русского государства. – «Ведомости»). Только при специальной съемке удалось восстановить утраченное изображение человека в шапке Мономаха, которым в 1564 г. мог быть только Иван Грозный.

С помощью уникальнейшей рентгенографии, проведенной на самом современном оборудовании Курчатовского центра, была проведена переатрибуция предмета, который раньше считался элементом детали у копья, а на самом деле оказался символом власти. Нам удалось восстановить не только материал, но и утраченный орнамент на этом предмете.

«Наш бюджет превышает цифру в 1 млрд руб.»

– Каков ежегодный бюджет музея? Из чего он состоит?

– Наш бюджет превышает цифру в 1 млрд руб. и складывается из многих источников поступления средств. Если говорить в процентном соотношении, то на поступления из госбюджета приходится примерно 66% общей суммы. 34% – внебюджетные средства, 70% из которых – то, что мы получаем от нашей деятельности: доходы от продажи билетов, экскурсий, проведения лекций. Оставшиеся 30% – доходы от реализации наших изданий и сувениров (около 12%), примерно столько же – спонсорские средства, остальное – поступления от сдачи в аренду наших помещений.

– Спонсоры дают деньги на какие-то конкретные проекты?

– В основном средства спонсоров мы используем в нашей экспозиционно-выставочной деятельности. Именно благодаря спонсору удалось провести выставку работ Дюрера из итальянских музеев Брешии. Также на основе спонсорской поддержки мы во многом строим нашу издательскую деятельность, работу по реставрации предметов музейного собрания и самих музейных площадок. К примеру, уже почти 12 лет все реставрационные работы в Покровском соборе ведутся на средства одного из наших спонсоров.

– Помогают ли спонсоры в приобретении экспонатов?

– Да, именно так в прошлом году мы приобрели очень редкую коллекцию фалеристики – наградные и памятные перстни Германии конца XIX – начала XX в., а также великолепные французские часы XIX в., изящную брошь фирмы «Фаберже». Иногда партнеры дарят нам экспонаты. В прошлом году, к примеру, спонсор подарил нам «Спас Ярое Око» (его в середине XIX в. написал Николай Подключников, это уменьшенная копия знаменитой иконы из Успенского собора Московского Кремля. Уникальность реплики в том, что она передает цветовую гамму и состояние оригинала середины XIV в. после реставрации. – «Ведомости»).

– На объектах ГИМа сейчас идут масштабные как реставрационные, так и строительные работы. Какие планы по ремонту главного здания? Будет ли оно закрываться на время работ?

– Проект реставрации главного здания сейчас в стадии разработки, окончание работ по проектированию, включая сметную стоимость и разработку рабочих чертежей, намечен на 2025 г. Но до сих пор не решен вопрос с временным размещением экспозиции и коллекций, а без решения этого вопроса ремонт здания мы не можем начинать. Из-за сложной планировки ГИМа одновременный ремонт, прием посетителей и обеспечение сохранности коллекций невозможны.

– Как идет процесс возведения экспозиционно-выставочного центра ГИМа рядом с Новодевичьим монастырем? Когда объект будет сдан?

– В апреле 2023 г. проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы. На сегодняшний день разрешение на строительство получено, организована строительная площадка. Срок сдачи объекта – конец 2025 г., после этого ГИМ приступит к созданию экспозиции музея.

– Архитектурный ансамбль монастыря XVI–XVII вв. в стиле московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО. Постройка нового комплекса в стиле необрутализма не повлияет на эти статусы ансамбля? Согласовывалась постройка с ЮНЕСКО?

– Конечно, проект согласовывался с ЮНЕСКО, и эта работа будет продолжаться. Был подготовлен документ об оценке воздействия на ансамбль монастыря, который вместе с концепцией будущего здания был направлен в Центр всемирного наследия. Международные эксперты дали положительные комментарии в отношении предложений по восстановлению буферной зоны Новодевичьего монастыря.

– В комплексе разместится музей Русской православной церкви. Расскажите подробнее про экспозицию, экспонаты.

– Основной предметный ряд будущей экспозиции можно разделить на несколько групп. Например, это подлинные памятники XVI–XVII вв., сохранившие мемориальный характер связи с историческими персоналиями – надгробные иконостасы царевен Милославских, вкладные памятники царей Ивана IV и Бориса Годунова, царевны Софьи Алексеевны. Кроме того, портреты исторических государственных и церковных деятелей, произведения художественных мастерских монастыря. Среди них – выдающиеся работы лицевого шитья XVI–XIX вв., памятники русского церковного искусства (иконопись, прикладное искусство).

– На какой стадии находятся работы над вашим новым филиалом – Музеем истории российского казачества в Левшинском переулке? Когда планируется открытие?

– В настоящее время ведутся работы по реставрации самого здания – дома Дворцового ведомства начала XIX в. После их завершения мы начнем процесс создания экспозиционного пространства. Готовится художественный проект экспозиции и общественной зоны, осенью этого года планируем торжественное открытие музея. Хронологические рамки экспозиции – с XV в. до наших дней. Среди интересных экспонатов – комплекс личных вещей Степана Разина, атаманский посох донского атамана Фрола Минаева, именные жалованные сабли, казачьи гвардейские мундиры императоров и великих князей.