«Параллельные вселенные»: символизм Млечного Пути

Мир официального искусства и космос советского андеграунда встретились на выставке в Русском музее

Параллельные прямые не пересекаются? Этой всем известной геометрической аксиоме уверенно возражает медиаинсталляция Платона Инфанте, предваряющая начало экспозиции «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту». На наших глазах параллельные прямые изгибаются, пересекаются, сплетаются в клубок, образуют причудливые узоры.

Визуальный эпиграф к выставке – дань уважения художникам-нонконформистам, объединяющим мотивом в творчестве которых в той или иной мере стал абстракционизм. Экспозиция в Русском музее объединила 220 работ 36 художников, мастеров андеграунда 1960–1980-х гг. Это живопись, графика и скульптура из собрания московского коллекционера Наталии Опалевой, создателя и генерального директора Музея AZ (Анатолия Зверева). В том числе произведения Анатолия Зверева, Евгения Михнова-Войтенко, Петра Беленка, Оскара Рабина, Олега Целкова, Лидии Мастерковой, Эрнста Неизвестного и многих других.

«Параллельные вселенные» в названии выставки – это мир официального искусства и пространство неформальных творцов, появившееся на свет в противовес первому, окрепшее в полемике с ним. Признак истинного художника – способность создать свою неповторимую вселенную, со своими законами и своим языком. Этому критерию безусловно отвечает каждый из участников выставки. Несколько десятилетий назад их отрицали и отвергали, запрещали и разгоняли бульдозерами. А сегодня это современные классики. Параллельные миры, возникшие на холсте и бумаге по воле авторов, на этой выставке вступают в диалог друг с другом и со зрителем.

Дмитрий Плавинский. «Мираж в Эгейском море». 1997 / Пресс-служба Государственного Русского музея

Семь выставочных залов объединяет визуальная концепция своеобразного путешествия по Млечному Пути, развивающая символизм, заложенный в названии. Открывает выставку цикл супрематических абстракций Анатолия Зверева, полных экспрессии, динамики и ведущих перекличку сразу с несколькими мэтрами авангарда – от Василия Кандинского и Казимира Малевича до Пабло Пикассо. Зверев сумел превратить абстракционизм в феерию, полную неукротимого огня.

Экспозиция получилась многогранной и многомерной. Участников выставки сближает принадлежность к одному поколению, духовное родство, общая молодость, которая пришлась у многих на эпоху оттепели. И, конечно, общие надежды. При этом каждый мастер – это неповторимый изобразительный язык, своя философия и мировосприятие. И в этом смысле метафора «параллельные вселенные» относится не только к полюсам официального и неформального искусства, но и к внутреннему миру и творческому почерку самих художников.

Например, Петр Беленок – представитель «панического реализма». Его произведения, созданные в конце 1970-х, пронизаны предчувствием надвигающейся катастрофы. Герои его коллажей – беглецы, над которыми веют «враждебные вихри» и которые безуспешно ищут укрытие. С высоты сегодняшнего дня мы можем прочитать в черно-белых работах намек на будущее крушение империи, а кто-то из современников в свое время увидел в них пророчество, связанное с чернобыльской аварией. Время создает для восприятия новые контексты.

В мрачные тона окрашена и реальность картин Оскара Рабина. В ответ на обвинения в «чернухе» художник неизменно возражал, что видит и изображает жизнь без фильтров и прикрас. Ночные московские окраины, покосившиеся бараки и поезд, слетающий с рельсов, – эти образы врезаются в память именно благодаря жизненной правде.

Две вселенные – архаика и современность – ведут диалог в серии скульптурных работ «Гермы» Григория Брускина. Для художника это возможность поговорить о нелинейности времени, вдохновившись переплетением архаичных и актуальных мотивов, сюжетов и форм.

Абстракционисту Евгению Михнову-Войтенко известность принесла необычная техника: свои работы художник создавал, не прибегая к кистям, нанося краску на холст прямо из тюбика. А для художника из подмосковного Наро-Фоминска Леонида Пурыгина провокация была неотделима от его натуры, а его методом стал фантасмагоричный «ар-брют» – утрированный вариант наивного творчества с реверансами в сторону библейского искусства и фольклорных сюжетов. Квинтэссенция его творчества – картины-алтари, отсылающие к образам славянской мифологии.

Из всех героев экспозиции судьба Владимира Яковлева – одна из самых драматичных. В документальном видеофильме, который транслируется в выставочном зале, мы застаем его в процессе создания рисунка: он склонялся над листом бумаги так низко, что про него говорили, что он «пишет глазами». Обезоруживающая эмоциональная открытость картин Яковлева придает этому меткому определению новое измерение. Помимо почти полной потери зрения художник страдал от психического расстройства и закончил жизнь в психоневрологическом интернате.

«Когда я начинаю писать, я проникаю в картину, затем чувствую все «по ту сторону», а потом возвращаюсь», – писал о своем творчестве Леонид Пурыгин. Выставка в Мраморном дворце приоткрывает нам заветные двери «на ту сторону» – в загадочные и удивительные вселенные, созданные художниками ради того, чтобы в нашей картине мира появились новые краски.