Игровые клубы живы

undefined

После запрета с 1 июля игорной деятельности на всей территории России кроме специально отведенных для этого зон и последовавших тотальных проверок, на улицах больших городов больше не встретишь мигающих вывесок, манящих игроков спустить оставшиеся честно и не очень заработанные деньги. На месте прежних игорных клубов открылись новые лотерейные и развлекательные, а в некоторых теперь расположились магазины и кафе.

В четверг в прямом эфире центральных телеканалов президент России Дмитрий Медведев заявил, что от огромного количества игорных клубов остались только единицы, которые еще пытаются использовать лазейки в законодательстве, но их нужно просто "прихлопнуть".

Насколько трудно найти в Москве подобные единичные заведения, каковы их методы работы и перспективы отрасли в целом попробовали разобраться корреспонденты РИА Новости.

Не автоматы, а терминалы

Найти так называемые лотерейные клубы, прогуливаясь по центру города, сегодня затруднительно, но общение с коллегами и интернетом не проходят даром - вскоре готов список адресов.

В основном ближе к окраинам города, большинство в непосредственной близости от метро - Медведково, Бабушкинская, Алтуфьево, Сокольники, Семеновская, Университет, а также в районе Ярославского и Курского вокзалов и аэропорта Шереметьево-2.

Очень ценным оказался пост блога президента РФ, посвященный регулированию игорного бизнеса, где бдительные граждане с точным указанием адресов перечислили все известные им заведения.

Коллега-журналист рассказывает, что далеко ездить не нужно, есть зал и на Зубовском бульваре, совсем недалеко от офиса РИА Новости - в здании через дорогу, на первом этаже между книжным магазином и салоном сотовой связи.

"Там даже автоматы те же самые остались, их никто не вывозил как в других местах, но пройти сложнее - нужно заключать договор, но это формальность", - поделился опытом коллега.

Спорт-бар "Чемпион" трудно не заметить - его вывеску и бегущую строку с афишей предстоящих мероприятий видно с противоположной стороны бульвара, но даже подойдя ко входу, трудно догадаться, что здесь расположен игровой клуб.

Внутри посетителей встречает традиционный металлодетектор и его стандартное приложение - амбал-охранник. Он вежливо интересуется, куда я пришел, но абсолютно пустой, даже без обслуживающего персонала спорт-бар не оставляет вариантов - поиграть на автоматах.

"Автоматы на втором этаже", - поясняет он, видя, что человек первый раз в заведении.

На втором этаже действительно автоматы, такие, какие и должны быть - мигающие, с кучей кнопочек, купюроприемником и рисунками фруктов и насекомых на экране. Подозрения развеяла администратор зала - женщина с глубоким вырезом, явно нанятая по стандартному для таких заведений объявлению - "девушки с привлекательной внешностью от 25 до 35 лет".

"Не автоматы! А лотерейные терминалы!", - поправила она, оторвавшись от оформления "полиса участника лотереи", с такой интонацией, как будто только что оскорбили не только ее, но и само заведение, а также его уважаемых посетителей.

Согласно договору в этом заведении проходит розыгрыш лотереи "Электрошанс", для участия в которой достаточно лишь внести необходимую сумму в автомат, а выигрыш можно забрать сразу на месте у девушки с сумкой на поясе, которая аккуратно записывает все выплаченные суммы карандашом в маленький потрепанный блокнотик в клеточку.

Призовой фонд - 100% от выручки

В договоре на право участия содержатся наименования организатора - ООО "Сириус" и оператора лотереи - ООО "Интерком-12" с одинаковым номером телефона, на звонки по которому никто не отвечает. В интернете найти работающие контакты этих организаций тоже проблематично, зато можно обнаружить их кредиторов, также пытающихся связаться с этими организациями.

Руководитель компании Auto-Pay, занимающейся организацией и обслуживанием платежных и лотерейных терминалов, Денис Чувилин рассказывает, что отношения с ООО "Сириус" были прекращены до 1 июля, и до сегодняшнего дня компания пытается добиться погашения имеющейся задолженности.

"Мы сочли, что они вышли из правового поля и сделали игровые аппараты, которые удаленно регулируются. В лотерее жестко прописан призовой фонд (от 50% до 80%), а у них он летал от 50% до 100%, то есть они сами каждый день решали, каким он будет. Кроме того, 10%, как минимум, по условиям любой лотереи должны идти в благотворительный фонд, и, естественно, когда призовой фонд свыше 90%, никаких отчислений нет, что тоже незаконно", - пояснил представитель компании, добавив, что она направила письма с жалобами на деятельность бывших контрагентов в налоговую инспекцию, управление по борьбе с экономическими преступлениями и прокуратуру.

В тоже время, судя по тому, что последние новости на сайте компании Auto-Pay дотированы началом июля текущего года, можно предположить, что последнее время активную деятельность она не ведет, что косвенно подтвердили и другие игроки рынка.

Вулканы нынче не те

Спорт-бар "Чемпион" - хороший пример, но обнаружить такое заведение не так просто. Доступный вариант - лотерейные клубы "Руслото", разбросанные по станциям метро в бывших помещениях игорных клубов "Вулкан".

Клубы этой сети сохранили внешнее оформление своих предшественников, но прежнего лоска и ярких огней ни снаружи, ни внутри этих заведений больше не встретишь. Схема игры аналогична - посетители получают карточку игрока (действует только в конкретном клубе и при выходе сдается), на которую через купюроприемник на автомате зачисляются деньги, выигрыш выдается при выходе на кассе.

Новым посетителям менеджер торопиться рассказать, что это именно лотерейное оборудование, и даже выводит на несколько секунд на экран автомата черно-белый лотерейный билет, но потом возвращает его в привычное состояние "однорукого бандита". Она объясняет, что для удобства игроков игра идет в привычном режиме, но они должны понимать, что это все-таки лотерея. Игроков в этих клубах не так много - большая часть автоматов в вечернее время остается свободной.

Представитель компании "Руслото" Мария Соколова подтвердила, что в клубах сети используются те же игровые автоматы, но заверила, что на них абсолютно новое программное обеспечение, на разработку которого специалисты компании потратили полтора года.

Кроме того, она сообщила, что компания планирует в течение ближайших месяцев провести постепенное переоборудование клубов новыми автоматами, к которым не должно быть никаких замечаний.

Кстати, один из посетителей клуба - студент-юрист первого курса, которому только недавно исполнилось 18 лет, - рассказывает, что после 1 июля несовершеннолетних в большинство "лотерейных" клубов пускать перестали.

"Если раньше в 90% пускали, то после 1 июля стали требовать документы: проходил не всегда, только когда охранники добрые попадались", - рассказывает студент.

Следователи забирают все

"Основная проблема - неопределенность закона, который не дает четкого определения игрового и лотерейного оборудования, что должны исправить поправки к существующему закону, которые планируется принять в начале следующего года", - рассказал руководитель одной из сети лотерейных клубов, пожелавший остаться неназванным.

Он пояснил, что сегодня власти и правоохранительные органы руководствуются временными постановлениями, согласно которым все автоматы, имеющие признаки игрового и работающие в онлайн-режиме, считаются игорным оборудованием.

"Следователи сами говорят, что не понимают, где игорное, а где лотерейное (оборудование), но есть директива сверху - сметать все", - отметил источник.

В тоже время любая компания сможет доказать, что действует в рамках закона, и такие прецеденты есть, добавил он.

Альтернатива

Опрошенные крупные игроки лотерейного рынка заявляют, что объемы рынка в России в минувшем году несмотря на кризис значительно выросли (по данным компании "Гослото", более чем на 70%), но складывающаяся ситуация нанесла значительный ущерб имиджу основных игроков и отрасли в целом. В тоже время они абсолютно уверены как в необходимости законной альтернативы азартным играм, так и в том, что лотерея - наиболее оптимальный вариант при соответствующем ужесточении законодательства.

"В Европе, где в лотереях участвует каждый второй, этот бизнес существует в рамках закона, и государство выигрывает, получая внушительные выплаты, которые идут на благотворительные и социальные программы", - рассказывает Денис Исаев, исполнительный директор российско-швейцарской компании Intеrnational Lottery Company, которая на протяжении последних пяти лет занимается лотереями в России.

"Сегодня необходимо законодательно усилить требования к участникам лотерейного рынка в части активов, опыта работы, и выдавать разрешения на проведения лотерей только тем компаниям, которые своими активами смогут обеспечить исполнение обязательств перед участником лотерей и государством", - отмечает руководитель компании "Русское лото" Элмурод Расулмухамедов.

В последние месяцы региональные парламенты и отдельные политические деятели стали активно озвучивать необходимость внесения изменений в законы "О лотереях" и "О связи". Предлагаемые поправки предусматривают, в том числе введение техрегламента на лотерейное оборудование, который позволит отличать его от игрового.

Во время прямого эфира Медведев также дал задание "прошерстить" законодательство, чтобы закрыть возможности вести незаконный игорный бизнес под вывесками других заведений и заверил, что если предприниматели придумают новые лазейки, то их будут перекрывать.

В необходимости определенных изменений не сомневается никто из участников процесса, но также никто из них не берется предсказать их эффективность и возможные последствия.

Сегодня очевидно одно - те, кто работал на грани закона до 1 июля, продолжают искать всевозможные лазейки и дыры в законе и сейчас, а те, кто играл, продолжают это делать, несмотря на то, что возможности для этого резко сократились.