Итоги "русских торгов": новые рекорды

Крупнейшие аукционные дома Лондона завершили летнюю сессию "русских торгов", получив стабильно высокие сборы за живопись и декоративно-прикладное искусство. Топовые работы, на которые делали ставки эксперты, смогли превысить планку в миллион фунтов стерлингов, а главными героями прошедшей недели стали Александр Яковлев, Кузьма Петров-Водкин и Николай Пиросмани.

Самые высокие результаты показал аукцион Sotheby's, которые единственным провел вечерние - самые престижные - торги живописью и собрал по итогам трех сессий 22,3 млн фунтов стерлингов.

На счету аукциона и самая дорогая работа нынешних "русских торгов" - "африканская" картина Александра Яковлева "Тити и Нарангхе, дочери вождя Екибондо" была продана на Sotheby's за 2,5 млн фунтов, почти втрое выше эстимейта в 900 тыс. фунтов стерлингов.

Принадлежавшая сначала главе автомобильного концерна "Ситроен" Жоржу-Мари Хаардту работа попала на аукцион из частной французской коллекции и представляет собой одну из зарисовок художника, сделанных во время моторизованной экспедиции по Африке, организованной Андре Ситроеном в 1924-1925 гг.

Второй по стоимости результат на "русской неделе" показала редкая для арт-рынка картина не менее редкого для аукционов Петрова-Водкина "Вася". Аукционный дом Christie's оценил портрет мальчика Васи в 250-350 тыс. фунтов, однако картина, не появлявшаяся на рынке с 1932 г, превысила эту оценку более чем в пять раз, уйдя к неизвестному покупателю за 1,8 млн фунтов стерлингов. Результат оказался скромнее, чем у Яковлева, однако "Вася" установил новый ценовой рекорд для работ Петрова-Водкина.

В общей сложности торги русским искусством принесли Christie's порядка 12 млн фунтов.

Среди "миллионников" также классический лесной пейзаж Ивана Шишкина "Чернолесье", который Sotheby's оценивал в 1-1,5 млн фунтов стерлингов и продал за 1,217 млн. Точно отследить историю картины сложно, однако, по мнению экспертов аукциона, эта работа была выставлена на пятой выставке передвижников, которая открылась в Императорской академии наук в Петербурге 12 марта 1876 г. Большой находкой для аукциона стал портрет издателя Зиновия Гржебина кисти Юрия Анненкова, датированный 1919 г. Картина находилась в семье Гржебина 70 лет и появилась на рынке не так давно. При эстимейте в 0,8-1,2 млн фунтов портрет был продан за 1,777 млн фунтов стерлингов неназванному частному коллекционеру из стран СНГ.

Топ-лотом "русских торгов" аукциона Macdougalls стал грузинский художник Николай, или Нико, Пиросмани и его пейзаж "Ночной холм Арсенал". Неожиданностью стал сам выбор топ-лота, поскольку картину MacDougalls, традиционно делающий ставку на работы Николая Рериха, оценил максимум в 1,2 млн фунтов. Пиросмани был продан за 1,1 млн фунтов.

Рерих ("Черная Гоби") на MacDougalls показал традиционно неплохой результат, уйдя за 790 тыс. фунтов стерлингов при максимальной оценке в 700 тыс.

Высочайший результат показал "Вид на Ай-Петри, Крым" Сергея Виноградова, который при оценке в 100-150 тыс. фунтов ушел на Sotheby's по цене в шесть раз выше - 623 тыс. фунтов - и установил новый рекорд стоимости для работ художника на аукционе.

Еще более впечатляющий успех ждал на торгах Christie's работу кисти Константина Коровина "Натюрморт с розами и яблоками", которая была продана за 937 тыс. фунтов стерлингов при максимальной оценке всего в 150 тыс. Здесь же было установлено еще два мировых рекорда на работы русских художников. Полотно без названия Михаила Зичи, созданное ко дню серебряного юбилея свадьбы императора Александра Второго и Марии Александровны в 1866 г., было продано за 457,2 тыс. фунтов стерлингов. Картина Николая Калмакова "Афродита с Эросом и Антеросом" была продана по рекордной цене в 313,2 тыс. фунтов стерлингов.

Такие же стабильно высокие результаты показали и предметы декоративно-прикладного искусства.

Один лишь этот раздел принес Sotheby's 5,3 млн фунтов стерлингов. Топ-лотом стали парные фарфоровые дворцовые вазы, предположительно преподнесенные императором Николаем I в качестве приданого дочери Ольге. Вазы не смогли превысить верхнюю планку оценки в 1,2 млн фунтов, но ушли за 937 тыс. фунтов. В то же время золотые, покрытые эмалью анютины глазки мастеров Фаберже были проданы за 481 тыс. фунтов.

Топ-лотами в секции декоративно-прикладного искусства Christie's стали лоты два уникальных изделия Фаберже, фигурка индюка и настольная лампа из бовенита, каждый ушел с молотка за 193 тыс. фунтов. В общей сложности на аукционе в секции было продано 95% лотов, из них 97% - в рамках или выше оценочной стоимости.

Аукцион MacDougall's не продавал декоративное искусство, однако провел торги работами на бумаге, которые принесли порядка 1 млн фунтов. Кроме того, секция икон принесла аукциону 901 тыс. фунтов, став самой успешной сессией торгов иконами в этом году, а общие сборы от "русских торгов" достигают 9,4 млн.

Самые скромные по общим показателям результаты показал аукционный дом Bonham's, продав по итогам "русских торгов" лишь 49,6% лотов, из которых 55,8% ушли по цене, превышающей нижние планки предварительной оценки. В общей сложности Bonham's собрал 1,9 млн фунтов стерлингов с такими "портретными" топ-лотами, как "Портрет Питера Уотсона" Павла Челищева (120 тыс. фунтов), "Портрет Гинзбурга в гипсе" Владимира Вайсберга (186 тыс. фунтов) и "Портрет Ольги Андреевой" Эрика Булатова (154 тыс.).

Общая сумма, полученная Sotheby's, Christie's, Bonhams и MacDougall's от "русских торгов", составляет порядка 45,6 млн фунтов.