Эдвард Уитэйкр: От него зависит продажа Opel

С начала недели совет директоров GM в Детройте обсуждает, стоит ли продавать Opel Сбербанку России (на момент подписания номера итоги еще не были известны). Примирять оппонентов по этому и другим вопросам придется новому председателю совета – Эдварду Уитэйкру, который построил телекоммуникационный гигант AT&T и последние годы мирно жил на собственном ранчо
Bloomberg

General Motors Company

Автоконцерн. Производит автомобили под брендами Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, GM Daewoo, Holden, Opel, Vauxhall, Wuling. преемник General Motors Corporation, прекратившей существование в июле 2009 г. в результате банкротства. Финансовые показатели (2008 г.): выручка – $149 млрд, чистый убыток – $30,9 млрд, Продажи – 8,35 млн автомобилей. Акционеры: правительство США (60,8%), фонд медицинского обеспечения профсоюза объединенных работников автопромышленности (17,5%), правительства Канады и провинции Онтарио (11,7%), Motors Liquidation Co. (10%).

Долгие годы совет директоров GM мало влиял на топ-менеджмент компании. Но после банкротства и реорганизации GM крупнейшим ее акционером стало правительство США, а основные руководящие функции стал захватывать совет директоров, возглавить который администрация Обамы в июне уговорила Эдварда Уитэйкра-младшего.

Подобная активность совета директоров и его председателя – нетипичное для многих крупных корпораций явление. А уж для GM это вообще что-то неслыханное. В прошлом совет обычно лишь утверждал стратегию президента и гендиректора компании Рика Вагонера и редко осмеливался поставить под сомнение прогнозы топ-менеджеров компании, говорят источники WSJ. Но после телеконференции 21 августа стало понятно, что времена изменились.

Тогда обсуждалось будущее Opel и его британского подразделения Vauxhall. Президент и генеральный директор GM Фриц Хендерсон (статью о нем см. в № 128 от 14.07.2009) рассчитывал получить разрешение на продажу мажоритарного пакета в Opel/Vauxhall консорциуму из канадской Magna и Сбербанка. Эту сделку готово было поддержать правительство Германии, предоставив консорциуму гарантии на 4,5 млрд евро, если он победит. Хендерсон был не прочь продать Opel и бельгийской инвесткомпании RHJ International, хотя в этом случае концерн рискует не получить помощи от немецкого правительства и его выживание будет под еще большим вопросом.

Но Хендерсон не успел развить свою мысль – члены совета директоров прервали его. По словам знакомого с ходом телеконференции, директора попросили Хендерсона объяснить, как GM будет конкурировать в Европе, если лишится контроля над Opel. Так ли необходима сделка с Magna? Почему бы компании не рассмотреть альтернативы, в том числе вопрос о сохранении Opel в составе GM? «Директора потребовали куда больше информации, чем мы могли предоставить им за часовую телеконференцию», – говорит источник.

«Мне крайне нужна работа»

Эдвард Уитэйкр-младший родился 4 ноября 1941 г. Пока отец работал инженером на железной дороге, сын ловил лягушек и стрелял из ружья в кроликов на полях небольшого техасского городка Эннис, утверждает журнал BusinessWeek. Сейчас он охотится на гремучих змей на своем техасском ранчо. Если верить BusinessWeek, самая эффективная техника Уитэйкра – наколоть змею на палку и размозжить ей голову камнем.

В школе Уитэйкр играл в бейсбол и футбол. В 40 с лишним лет он увлекся гольфом, и в 1999 г. его гандикап (показатель квалификации спортсмена) составлял уже 12.

Большинство одноклассников считало, что Уитэйкр-младший, как они сами и их отцы, будет железнодорожником или, в лучшем случае, менеджером среднего звена. Но Уитэйкр стал первым человеком в семье с университетским образованием: в 1964 г. он получает в Техническом университете Техаса диплом специалиста по промышленному инжинирингу.

Переломный момент в жизни Уитэйкра наступил, когда во время первых каникул он пришел наниматься в офис Southwestern Bell. Услышав, что вакансий нет, молодой человек все равно не ушел. «Мне крайне нужна работа», – заявил он, утверждая, что готов исполнять любые обязанности. То лето Уитэйкр провел, помогая устанавливать телефонные столбы и резать кабель. Так началась его карьера в телекоммуникациях, в ходе которой под его руководством Southwestern Bell переименовалась в SBC Communications и поглотила свою материнскую компанию AT&T в 2005 г.

Уитэйкр стал во главе SBC в 1990 г. Строя телекоммуникационную империю, он провел множество слияний и поглощений, самые известные из которых – покупка AT&T за $16 млрд и приобретение Ameritech Corp. за $64 млрд. За 17 лет его руководства капитализация компании выросла с $22 млрд до $234 млрд в феврале 2007 г. В том же году он уволился с поста президента и гендиректора AT&T с одним из самых больших компенсационных пакетов в США – $158,5 млн.

Противоречия Большого Эда

Журнал BusinessWeek называет его решительным и практичным менеджером, который внушал уважение и даже страх не только сотрудникам, но и регуляторам. Вашингтонские чиновники столкнулись с его решительным характером, когда Уитэйкр пытался защитить свою компанию от конкурентов. Несмотря на все усилия по завоеванию новых рынков вроде телевидения и интернет-услуг, Уитэйкр во многом оставался традиционалистом, борющимся против усиления новых игроков телекоммуникационного рынка вроде Google. BusinessWeek отмечает, что при всем своем агрессивном поведении на рынке слияний и поглощений Уитэйкр весьма консервативен, когда дело доходит до принятия решений. Но и стремительности ему тоже не занимать. Некоторые сделки совершались при встрече с глазу на глаз в аэропортах. Коллеги Уитэйкра называют его главной чертой нетерпеливость.

Это не единственное противоречие Большого Эда (так его прозвали за рост – около 193 см). Руководитель с дипломом технического вуза, всю жизнь работавший в высокотехнологичной отрасли, признается: «Я не настоящий технарь». «У меня есть дома компьютер, но я не часто с ним вожусь. Что я буду делать с 200 электронными письмами в день? – говорил он в интервью WSJ в 2004 г., добавляя при этом: – Но я умею пользоваться компьютером!» На работе Уитэйкр тоже не считает нужным прибегать к помощи компьютера, предпочитая писать от руки или диктовать секретарше.

Уволившись из AT&T, Уитэйкр поселился на ранчо около Сан-Антонио (Техас), где держит оленей, лошадей и двух зебр. Его любимое развлечение – работать на тракторе Caterpillar. «Я известен тем, что люблю ездить между деревьев и делать другие глупые вещи, но мне это действительно нравится», – признается он. Еще Уитэйкр любит готовить еду и угощать коллег с друзьями. Правда, они не всегда этому рады: по словам одного из таких дегустаторов, «у него худшие бисквиты, которые вы когда-либо ели».

На зов Родины

Конец спокойной пенсии Уитэйкра на ранчо положили американские чиновники. По примеру других автогигантов они решили позвать на должность главы GM человека, не имевшего опыта работы в этой отрасли. Газета The New York Times утверждает, что кандидатуру Уитэйкра отстаивал Стивен Раттнер, ведущий советник созданной при администрации США специальной комиссии по решению проблем автомобильной отрасли. В июле этого года, вскоре после назначения Уитэйкра, он подал в отставку.

«Мне позвонили и сказали, мол, Эд, мы хотели бы, чтобы ты подумал [о том, чтобы возглавить GM], – рассказывал Уитэйкр журналистам, избегая называть имена своих собеседников. – Я ответил, что я на пенсии, у меня полно дел и никаких мыслей по этому поводу. На следующий день снова позвонили: «Эд, мы бы хотели, чтобы ты этим занялся. Мы думаем, что ты сможешь помочь компании и стране. Эту компанию необходимо спасти».

«В определенный момент я сказал, что сделаю это для страны, если смогу быть полезен, – продолжает Уитэйкр. – Этой стране нужны крупные производства, а GM многое значит, она обеспечивает сотни тысяч рабочих мест и была двигателем экономики».

«Я ничего не знаю о машинах, – заявил Уитэйкр в интервью после своего назначения, – но бизнес есть бизнес. Думаю, я узнаю, что нужно, об автомобилях. Я не так уж стар, а принципы бизнеса везде одинаковы». И действительно, Уитэйкр начал учиться. Он три-четыре раза в неделю встречается с Хендерсоном. Не желая покидать ферму, Уитэйкр регулярно снимает номер в отеле, когда приезжает в Детройт.

Новый председатель совета директоров продолжает изучать все аспекты жизни вверенной ему компании. Первого и второго сентября он принимал в Детройте группы из 10–15 рабочих GM разных специальностей. Эти 45-минутные встречи называют в GM «срезом по диагонали». Их задача – прорваться через иерархические барьеры и понять, что простые работники думают о положении дел в компании. Такие встречи придумал не Уитэйкр – их проводил еще Вагонер. Но это была одна из его менеджерских обязанностей, а вот Уитэйкр – председатель совета директоров – участвует в них добровольно.

По словам одного из участников встречи, Уитэйкр говорил об усилении ответственности всех работников компании независимо от их должности и заверил: «Если вы думаете, что все вернется назад и работа в компании пойдет по-прежнему, вы сильно ошибаетесь».

«Когда Уитэйкра назначили, люди в первую очередь упоминали о его нетерпеливости, – говорит другой участник встречи. – Что же, мы на опыте убедились, что это так».

В AT&T Уитэйкр был известен своими душевными отношениями с профсоюзами. Он в курсе трений между Объединенным профсоюзом работников автопромышленности (UAW) и менеджментом GM и хотел бы их сгладить. «В них нет необходимости, – говорит он. – Этим людям нужно то же, что и менеджерам. Хорошая жизнь, неплохой дом, возможность отдать детей в колледж. Мы ничем не отличаемся!»

«Не отдавайте Opel русским!»

Сейчас совет директоров американского автоконцерна во главе с Уитэйкром действительно должен решить непростую задачу. С одной стороны, попытка сохранить Opel в собственности GM сулит множество проблем. По данным Reuters, к нынешнему совету директоров компания KPMG подготовила доклад, в котором затраты на сохранение Opel в составе GM оцениваются в $6,1 млрд. До этого GM рассчитывала потратить не более $4,65 млрд.

Вдобавок нужно будет уговорить европейские профсоюзы, неохотно идущие на уступки по заработной плате, условиям труда и социальным гарантиям. Наконец, продажа Opel и ряда других убыточных подразделений до середины ноября – одно из условий помощи, полученной GM от правительства США.

С другой стороны, понятно нежелание GM расставаться с Opel. В Германии создано сильное конструкторское подразделение. Так, в Рюссельсхайме была проведена львиная доля работы по подготовке новых моделей, на которые GM возлагает большие надежды: LaCrosse (Buick, построен на основе платформы Epsilon II, на которой выпускается Opel Insignia) и Malibu (Chevrolet, платформа Epsilon, на которой выпускаются Opel Vectra и SAAB 9-3).

В интервью «Ведомостям» в феврале 2007 г. прежний глава GM Рик Вагонер признавался, что региональные подразделения компании отвечают за разработку машин в определенных сегментах. Европейское подразделение занимается набирающими сейчас в мире популярность компактными автомобилями. Продав Opel, GM лишится этих наработок.

«В совете директоров сталкивается множество интересов, но только в одном все 13 его членов единодушны: Opel не должен оказаться в руках у русских», – пишет FT, упоминая, что в GM вовсю идут разговоры о «красной угрозе». Там опасаются, что русские возьмут у Opel все, что представляет для них интерес, а потом бросят эту компанию. А в газете Detroit Free Press независимый обозреватель Марк Фелан мрачно пророчит: «Владимир Путин всеми силами поддерживает эту сделку, видя в ней способ стать мировым автопроизводителем, достичь того, чего не могли добиться российские правители со времен Сталина».

«Он знает, как заставить компанию расти»

Уитэйкр требует от менеджеров GM немедленных улучшений по двум направлениям – росту выручки и прекращению падения доли рынка. «Я хочу, чтобы это было сделано быстро... Весь совет директоров хочет, чтобы это было сделано быстро. Мы знаем, что производим великолепные машины», – сказал Уитэйкр. Продажи Уитэйкр планирует поднять с помощью рекламы – GM недавно произвела кадровые перестановки в этой области, а совет директоров ознакомился с концепцией новой рекламной кампании. А о деятельности Хендерсона Уитэйкр, по его словам, будет судить по тому, «сколько денег тот заработает».

В августе доля GM на авторынке США сократилась на 5 процентных пунктов с 24,5% в августе прошлого года до 19,5% в этом. Между тем уже в 2010 г. GM может провести IPO, чтобы вернуть часть $50-миллиардного долга перед американским бюджетом. Таким образом, на приведение компании в форму у руководства есть всего около года. Но Уитэйкр не унывает. «Мы смогли перейти от кабельной телефонии к беспроводной связи и широкополосному интернету, причем нам надо было сделать это фактически за одну ночь», – говорит он.

«Он знает, как заставить компанию расти, и привык работать в сильно зарегулированной индустрии, – говорит автомобильный аналитик Frost & Sullivan Стефан Спиви. – Он перезапустил старую AT&T. А теперь вдохнет силы в GM».

Романтичный председатель

Ради того чтобы увидеться на выходных со своей нынешней женой Линдой, Эдвард Уитэйкр в студенческие годы отправлялся на стареньком «Форде» за 300 миль. Сейчас у них две взрослые дочери.