Статья опубликована в № 2444 от 16.09.2009 под заголовком: Курс для тех, кто спешит

Рэнкинг WSJ 2009: Лучшие сокращенные MBA-программы

Все большему числу слушателей не хватает денег и времени на двухгодичные программы MBA. WSJ составил рэнкинг более коротких программ

В нынешние тяжелые времена многие работники оказались в сложной ситуации: им нужна степень МВА, чтобы делать карьеру, но они не могут позволить себе долго не работать.

Каково решение? Многие выбирают программы, позволяющие получить степень вдвое быстрее и часто намного дешевле.

Взять, к примеру, Марко Андрэ, директора по производству португальской технологической компании, который выбрал годовую программу школы бизнеса ESADE в Барселоне.

Степень МВА позволила ему изменить свою жизнь так, как он хотел: после окончания программы в апреле прошлого года он получил работу менеджера по планированию в компании Procter & Gamble в Мадриде. «Можно прекрасно все усвоить и за более короткое время, – говорит Андрэ. – За два года происходит слишком многое».

Ускоренные программы МВА, длящиеся от 10 до 15 месяцев, давно стали нормой в Европе. Да и в США их популярность растет, особенно среди слушателей более старшего возраста, которым не хочется два года не работать.

Около 90% аккредитованных школ по всему миру предлагают ускоренные программы МВА, причем у многих из них они появились совсем недавно.

Но растущая популярность подобных программ и их доступность заставила The Wall Street Journal рассмотреть их подробнее (методология рэнкинга – во врезе).

Мы спрашивали студентов и выпускников 48 школ обо всем, начиная с гибкости программы и заканчивая помощью в трудоустройстве. В итоговой таблице представлены девять европейских, пять американских и одна латиноамериканская школа. В этом году вошедшие в рэнкинг школы отличались сильным учебным планом и здоровой дозой международного опыта. В лучших школах также культивируются отношения с местными и международными компаниями, чтобы у слушателей была возможность поработать над реальными проектами.

Основным фактором, приведшим опрошенных на ускоренный курс МВА, стала возможность быстрее вернуться на работу – более 82% слушателей поставили эту причину во главу списка.

Что касается критериев выбора школы, то слушатели и выпускники в первую очередь назвали репутацию (92% заявили, что это важно, и 43% – что это самое важное) и международный опыт (74% заявили, что это важно, и 15% – что это основной критерий).

Между школами обнаружилось одно существенное отличие: слушатели и выпускники считают, что программы за пределами США дают больший международный опыт. 86% слушателей неамериканских программ назвали возможность получить международный опыт основной причиной своего выбора. И всего 36% – в США.

Между школами бизнеса США и Европы есть и другие различия. Во-первых, меньшее число школ США предлагают укороченные программы МВА. И основную часть внимания – например, в плане трудоустройства – они обращают на своих двухгодичных слушателей. В неамериканских школах обычно больше классы и старше слушатели – в среднем в возрасте 30 лет по сравнению с 28 в США. Программы за пределами США также немного короче – в большинстве около 12 месяцев.

Однако у программ США есть свои сильные стороны. В середине годичной программы некоторые из слушателей программы МВА, например школ Келлога и Корнеллского университета, начинают заниматься вместе со слушателями двухгодичного курса, что дает приток новых партнеров по обучению и опыт. В школах США также больше женщин – 35% против 23% в остальных странах.

Американские школы делают акцент на «мягких навыках», таких как командная работа, построение взаимоотношений или управление. Например, по словам выпускников, школа Келлога превосходит все остальные по обучению ведению переговоров. (В Европе в этой области выделяется школа IMD, в которой значительное внимание уделяется лидерским качествам.)

Многие слушатели ускоренных программ жаловались, что школьные службы трудоустройства недостаточно помогали им в завязывании контактов или попытках начать новую карьеру. Кроме того, иногда не хватает времени на включение в программу стажировок или консалтинговых проектов, что означает отсутствие возможности завязать контакты с новой компанией. И некоторые слушатели заявили, что сети выпускников недостаточно хорошо развиты в отличие от сетей двухгодичных программ.

Редакция настойчиво расспрашивала студентов и выпускников сокращенных программ о полезности такого обучения для карьеры и о том, защитила ли их полученная степень во время кризиса.

Для людей, которые хотят придать ускорение своей карьере или использовать имеющиеся навыки в новой сфере, укороченный курс МВА может помочь и повысить должность, и увеличить зарплату. Выпускники – респонденты опроса сообщили, что в среднем до программы МВА получали $55 050 в год. В первый год работы после окончания программы эти цифры возросли до $95 000. А спустя еще два года те же выпускники зарабатывали уже свыше $110 000.

Как считали

Рэнкинг лучших сокращенных MBA-программ основан на двух принципах: как школу оценивают студенты (их мнение давало итоговой оценке 60%) и что о ней думают выпускники через два года после получения диплома (40% веса). Вопросы студентам (или слушателям последнего года выпуска) касались процесса обучения. Выпускники отвечали на вопросы о полезности полученных знаний для дальнейшего карьерного роста. Подготовить вопросы нам помогла компания Management Research Group (США, Портленд). Другая компания из Портленда – Critical Insights – взяла на себя автоматическую обработку данных рэнкинга. В рэнкинге участвовали школы, имеющие аккредитацию AACSB и Equis, минимум четыре выпуска и не менее 12 студентов в одной группе до сентября 2009 г. У студентов школы должен быть как минимум трехлетний опыт работы. Отказались от участия в рэнкинге 13 школ: университеты Cambridge, Edinburgh, Georgia (Terry), HEC School of Management, Henley Business School, Imperial College of Business, Macquarie Graduate School of Management, университеты Notre Dame, Ottawa, Queens, Rotterdam (Erasmus), Southern California и Strathclyde. Вопросы были посланы 3436 студентам 48 сокращенных MBA-программ в девяти странах. Ответы были получены от 1361 студента (или 40%). Анкета состояла из 53 вопросов, из которых 13 было о качестве программы, 20 – об общих приобретенных навыках, 20 – о лидерских навыках. Анкета для выпускников включала 48 вопросов: 11 – о влиянии программы на карьеру, 17 – о приобретенных знаниях и 20 – о лидерских навыках. Анкета была послана 2903 выпускникам, ответили 737 (или 25%). Школы, в которых ответило менее чем 20% выпускников, исключались из рэнкинга (всего 28 школ).

Cтуденты укороченных программ*

Средний возраст: 29 лет Пол: 73% – мужчины Граждане США: 25% Средний опыт работы: 2 года Средняя зарплата до обучения: $90 000 Средняя зарплата после получения степени MBA: $90 000 Кому обучение помогло в карьере: 78% Сколько выпускников осталось в той же отрасли, что и до MBA: 95% Источник: рэнкинг WSJ «Лучшие укороченные MBA-программы» *% от общего количества слушателей на курсе

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать