"Достаточно пообщаться с тремя людьми, чтобы понять, что происходит в бизнесе"

В Siemens всегда было принято назначать на руководящие должности выходцев из самого концерна. Потребовался мощнейший коррупционный скандал, чтобы у руля встал человек, никогда ранее не работавший в компании. За два года Питер Лёшер перетряхнул ее организационную структуру и хочет сделать из нее первопроходца зеленой революции
Bloomberg

Siemens

Промышленный концерн. Финансовые показатели (9 месяцев 2009 г., мсфо): выручка – 56,9 млрд евро, чистая прибыль – 3,6 млрд евро. Акционеры: в свободном обращении – 86%, у семьи Сименс – 5,58%. Капитализация – 60,6 млрд евро. Производит электронику и электротехнику для различных отраслей промышленности, энергетики, здравоохранения. Штаб-квартира в Мюнхене. Имеет подразделения в 190 странах мира.

Коррупция существует во всем мире, но она не входит в наш маркетинговый план» – так Лёшер убеждал весь мир, что при нем Siemens начнет работать полностью в рамках закона. В конце января 2007 г. The Wall Street Journal сообщила, что топ-менеджеры Siemens давали взятки госчиновникам развивающихся стран. В итоге Siemens заплатила $1,6 млрд по искам властей США и Германии. Всемирный банк на несколько лет запретил ей участвовать в финансируемых им проектах. Так, в России, где компания с помощью взяток выигрывала контракты на поставки телекоммуникационного, медицинского оборудования и системы управления дорожным движением на Третьем транспортном кольце в Москве, она не будет участвовать в проектах банка четыре года. По данным Bloomberg, на проектах Всемирного банка Siemens зарабатывала около $140 млн в год.

Из-за скандала компанию покинул ряд топ-менеджеров, образовался управленческий вакуум. «В наблюдательном совете 11 новых людей из 20, в правлении – шесть из восьми», – жаловался Лёшер. Чтобы исключить неожиданные открытия в будущем, вскоре после прихода в Siemens Лёшер отправился в стодневную поездку по важнейшим для компании странам, на месте знакомясь с положением дел. Свой день он расписывал так: завтрак с клиентами, встреча с политиками или бизнес-партнерами, ланч с молодыми менеджерами. Затем встреча с менеджерами компании и, если есть время, с рабочими. Вечером – еще одна встреча с менеджерами. «Действуя таким образом, можно узнать много интересного. В частности, убедиться, что тебе не показали потемкинских деревень, – говорит Лёшер. – Искренность и энтузиазм [молодых менеджеров] фантастичны. Быстро становится понятно, с чем в компании дела обстоят хорошо, а с чем – не очень».

«У меня не семья, а ООН»

Лёшер родился 17 сентября 1957 г. в австрийском городке Филлах. Он был старшим сыном в семье торговцев пиломатериалами. Окончив в своем городе гимназию, Лёшер поступил в Венский университет экономики и бизнес-администрирования. Одного образования ему мало – он едет за дипломом МВА в Китайский университет Гонконга, заканчивает бизнес-школу Гарварда. В 32 года Лёшер устраивается консультантом в Kienbaum Consulting Group. А три года спустя, в 1988 г., начинает деловую карьеру в фармацевтике в компании Hoechst.

В течение 12 лет он поработал на различных менеджерских позициях в Европе, США и Азии, в том числе президентом и гендиректором Hoechst Marion Roussel в Великобритании и Японии. В 2000 г. Лёшер стал председателем совета директоров и президентом Aventis Pharma (Hoechst входит в группу Sanofi-Aventis). А в 2002 г. перешел в компанию по производству медицинского оборудования Amersham, которую поглотила General Electric. До 2004 г. он был президентом британского подразделения Amersham Health, главным исполнительным директором и членом совета директоров Amersham. А затем был переведен в General Electric на должность президента и гендиректора GE Healthcare (Великобритания). Но в 2006 г. Лёшера переманили на пост президента подразделения Global Human Health фармацевтической компании Merck. А в 2007 г. его перекупил конкурент GE – Siemens.

У Лёшера репутация человека, мгновенно принимающего решения. Ему достаточно было одной встречи с председателем совета директоров Герхардом Громом, чтобы решиться на переход. «[Я принимал решение] менее 10 секунд», – вспоминает он. 18 мая он ушел из Merck. 20 мая он уже работал в Мюнхене. А контракт с ним был подписан только в июле.

Коллеги отзываются о нем как о непреклонном и решительном руководителе. Журналисты The Times отметили его непроницаемое лицо. На интервью он легко отвечал на все вопросы, и «только руки, рубящие стол, как будто в них мачете, акцентируя каждую точку, выдавали сдерживаемые эмоции». Сэр Уильям Кастел, нанимавший его в Amersham, на страницах The Times охарактеризовал Лёшера как умного, серьезного и истинного глобалиста. «Я родился в Австрии. [Бабушка] итальянка. Жена из Испании, – рассказывал сам Лёшер «Шпигелю». – Учился и работал на трех континентах. У двух из моих детей американское гражданство, еще у одного – испанское. Другими словами, у меня не семья, а Организация Объединенных Наций. Себя я считаю глобальным менеджером с сильными европейскими корнями».

«Достаточно пообщаться с тремя людьми»

К моменту его прихода в Siemens менеджмент компании прославился неторопливостью работы и узостью мировоззрения. Решения обычно принимались коллегиально, чтобы избежать ответственности. Лёшер перетряхнул управленческую структуру, сильно сократив прослойку бюрократов среднего звена. Было уволено почти 17 000 административных работников и менеджеров по продажам, что помогло уменьшить расходы более чем на 1,2 млрд евро в год. Восемь направлений бизнеса Лёшер объединил в три бизнес-дивизиона (индустрия, энергетика и медицина), чтобы добиться синергетического эффекта.

«Я хочу четкой связи с отдельными лидерами, принимающими на себя ответственность. У них в подчинении тоже будут лидеры, а не комитеты. Так что мне достаточно будет пообщаться с тремя людьми, чтобы знать, что происходит в каждом из направлений бизнеса», – описывает Лёшер свой идеал.

Между тем дела у Siemens обстоят не идеально. Аналитики считают, что компания в 2010 г. не достигнет запланированных показателей. Особенно сильно кризис ударил по главному генератору прибыли группы – индустриальному направлению, сократив его прибыль в III квартале на 42%.

Лёшер признает, что можно ожидать еще некоторой реструктуризации, но отказывается признать, что для этого нужны коренные изменения. Он настаивает, что группа должна сосредоточиться на стратегическом росте в будущем. Компания, которая начинала свою деятельность с внедрения телеграфа, электрического лифта и трамвайных линий, должна вернуться к корням и стать лидером инноваций, доказывает Лёшер: «Мы хотим выйти из кризиса первопроходцами в области зеленой революции».

КАК ОТДЫХАЕТ ЛЁШЕР

У гендиректора Siemens две дочери и сын, он привык проводить выходные с семьей. Лёшер увлекается теннисом, парусным спортом и лыжами. Коллекционирует современное искусство, питая особую страсть к большим скульптурам Энтони Кэро и Фернандо Ботеро. Вместе с женой Лёшер часто бывает в опере, любимые композиторы – Моцарт, Бах, Гендель. А еще ему нравится фильм «Доктор Живаго» и книга «История культуры Санкт-Петербурга» Соломона Волкова. the times