За 140 000 руб. на обучение персонала можно получить 30 млн руб. экономии

В 2009 г. издательство «Эксмо» не пожалело 140 000 руб. на программу обучения редакторов и уже сократило на этом 30 млн руб. издержек, а в будущем году сэкономит еще примерно 52 млн руб.

В конце 2008 г. сотрудники отдела персонала «Эксмо», как и многие их коллеги в других компаниях, получили задание руководства сократить расходы на персонал. «Просто сокращать людей, чтобы снизить затраты, нам не хотелось, – рассказывает Екатерина Давыдова, начальник отдела организационного развития. – Мы искали возможности повысить производительность за счет исключения ошибок, недоработок, на которые до кризиса внимания не обращали».

Несколько зайцев

Вместе с дирекцией по производству в отделе развития подсчитали, что за счет повышения уровня знаний редакторов в области технологии производства можно снизить затраты на 1 руб. с каждого экземпляра (общий тираж «Эксмо» в 2009 г. превысит 52 млн экземпляров): в каких-то случаях был удвоен функционал, выбирались неправильные материалы и это приводило к лишним затратам на оформление, перечисляет Давыдова. Была разработана и реализована трехступенчатая программа обучения для редакторов стоимостью около 140 000 руб.

«Еще около 200 000 руб. мы потратили на обучение специалистов по продажам. Ежемесячно в «Эксмо» выходит более 500 новых проектов, – продолжает Давыдова. – Мы обратили внимание на то, что 500–600 новинок в месяц им просто сложно запомнить. Развивая знание продукта, мы смогли по многим сегментам увеличить долю компании на 10–15%». Эти меры позволили издательству еще и сохранить внутренний учебный центр.

В «Эксмо» весьма фокусно подошли к решению задач, направленных на дополнительную прибыльность за счет правильного использования человеческого потенциала, отмечает Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services. Хотя, по ее словам, ничего революционного в проектах (инновации «Эксмо» – один из них), участвовавших в исследовании People Investor – 2009, проведенном совместно Высшей школой менеджмента (ВШМ) СПбГУ и Ассоциацией менеджеров России, не было. «Тем не менее многие компании, затратив совсем небольшие средства, смогли существенно повысить эффективность. Еще одна значительная тенденция года – активное вовлечение топ-менеджмента во внутреннее обучение и повышение потенциала сотрудников в компаниях, – отмечает Горохова. – Раньше обучение чаще отдавали на аутсорсинг и приоритетным направлением не считали».

Вложи и получи

Исследование People Investor, в котором приняли участие 50 компаний крупного и среднего бизнеса, было посвящено выявлению тенденций в области управления человеческими ресурсами. «Современная дискуссия о КСО в России все больше уводится в сторону филантропии и благотворительности. У нас КСО не связывают с инвестициями в инновации, новые продукты, новые технологии, – убежден Юрий Благов, преподаватель ВШМ при СПбГУ. – В кризис многие компании были вынуждены увольнять персонал. А я считаю социально ответственной не ту компанию, которая вопреки всему персонал сохранит, а ту, которая ищет инновационные пути его развития».

Исследователи отмечают, что в кризис особую роль в поддержании и развитии конкурентоспособности компании начинают играть ее нематериальные активы. Многие респонденты отмечали, что их компания рассматривает персонал как уникальный стратегический ресурс, а среди приоритетных целей часто отмечались долгосрочное развитие этого ресурса, повышение его квалификации и инновационного потенциала.

Как демонстрируют результаты опроса, компании-респонденты осознают, что их сотрудники являются не только субъектами отношений, но и ключевыми носителями знаний.

Подавляющее большинство компаний-респондентов (94%) реализует мероприятия, специально направленные на развитие человеческих ресурсов компании и оптимизацию использования имеющегося потенциала (знаний). Для эффективного использования интеллектуального и творческого потенциала персонала особое значение имеют инструменты мотивирования сотрудников. У 89% в системе вознаграждения предусмотрено поощрение за предложение и внедрение новых идей, а в 76% компаний – и за активное участие в обмене знаниями (как между сотрудниками, так и между отделами и/или службами внутри компании).

Так, 73% компаний внедрили в 2008–2009 гг. инновации в управление процессами по обмену знаниями между сотрудниками.

«К сожалению, мы вынуждены констатировать, что кризис не стал стимулом к разработке организационно-управленческих инноваций. Эффективность управления выросла, а инновационность организационно-управленческих решений в большинстве случаев не продемонстрировала выдающихся достижений», – говорит Сергей Литовченко, исполнительный директор Ассоциации менеджеров. Произошла более четкая постановка целей (зачем компании нужен этот проект), под которые более рационально подбираются средства достижения – как финансовые, так и человеческие, добавляет он.