INSEAD разрушила стереотипы и отменила прописные истины


Через несколько часов мне вручат диплом – и годовая программа закончится. Перед тем как я здесь очутился, один из бывших студентов INSEAD напутствовал меня словами: «Готовься к самому интересному году своей жизни». До такой степени восторга я не дотянул, бывали и другие интересные года, да и, полагаю, еще будут. Тем не менее это был необычайно интересный и полезный год. На вопрос, который мне иногда задают, стоит ли ехать учиться в INSEAD, я однозначно готов ответить: стоит.

Не могу сказать, что я четко формулировал свои ожидания от школы. Поэтому говорить об их выполнении сложно. Я думал, что меня научат чему-нибудь, – и меня учили: обстоятельно, интересно, теперь мне надолго хватит пищи для размышлений. Я хотел подтянуть английский – и конечно, говорю теперь гораздо свободней. Я думал, будет возможность попутешествовать – и посетил как минимум два десятка новых стран от Испании до Индонезии. Я думал отдохнуть от работы – что ж, в каком-то смысле это можно назвать отпуском. Я хотел побыть студентом – и вечеринки даже успели надоесть. Я хотел понять, как правильно управлять компанией, отделом или парой сотрудников, – и чувствую, что стал много опытнее. Я вообще теперь многое могу.

У всех ли оправдались ожидания от школы? Думаю, нет. INSEAD разрушила много стереотипов и опровергла прописные истины. Вот одна из таких мудростей: в кризис надо ехать учиться, чтобы переждать бурю в бизнес-школе. На самом деле, как бы это ни противоречило первому абзацу, кризис – это причина, чтобы задуматься, а стоит ли ехать, особенно если на смену кризису приходит стагнация. Никакой окончательной статистики в школе нет, но похоже, что на момент выпуска треть студентов собирается вернуться назад, треть нашла новую работу, а трети это пока предстоит сделать. В хорошие годы назад возвращается около 15% студентов, значит, остальные 18% недовольны. Из тех, у кого есть оффер, недовольны им многие, и уж точно для большинства это не оффер их мечты. Со многими из тех, у кого нет ни одного предложения, очень грустно разговаривать. Когда я рассказал бывшему выпускнику, что в этом году в INSEAD московские McKinsey и BCG вдвоем дали лишь один оффер, тот был поражен: «У нас предложения от них получили все». В Лондоне ребята, подававшие резюме в консалтинг, слышали и такое: у вас все отлично, в хороший год мы бы вас взяли. Представьте, как это звучит для человека с долгом в 50 000 евро и перспективой остаться без работы?! Инвестбанки в Москву не взяли ни одного человека, а из всей школы от силы 20.

Но бизнес-школа – это не только сбывшиеся или несбывшиеся ожидания. Если год в целом прекрасный, значит, должны были быть сюрпризы. Для меня таким сюрпризом стали люди. Однокурсники. Собранные со всей Москвы и со всего мира, самые яркие и сильные люди. Общаться с ними было большим удовольствием. И я буду скучать.