Как заработать на продаже музыкантов ресторанам

В детстве музыкальную школу Владимир Макаров посетил всего один раз, но теперь вполне успешно строит бизнес в музыкальной сфере. За полгода оборот созданного им клуба музыкантов Treda достиг 500 000 руб.
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
М.Стулов
Ничего зазорного. Юрий Шевчук

лидер группы «ДДТ». «Ничего предосудительного в этом нет: если ты молодой музыкант и тебя еще никто не знает, играть в ресторане, чтобы выжить, вполне естественно».

Идея этого бизнеса посетила Макарова на пятом курсе Финансовой академии. «Как-то я сидел в ресторане со другом Айнуром Абдулнасыровым, который в 2005 г. открыл в Москве языковую школу «Клуб носителей языка», – вспоминает Владимир. – Хотелось создать нечто похожее, но в другой сфере. Обсуждали разные идеи – продажи услуг массажистов, инструкторов по вождению и проч. И вдруг обратили внимание на игравших рядом музыкантов...»

Молодые люди не постеснялись, подошли к ним и расспросили, сколько те получают за выступление, как выходят на рестораны. Выяснилось, что двухчасовое выступление трех музыкантов стоит 8000 руб., из них 2000 руб. идет администратору группы и остальные 6000 руб. – музыкантам, т. е. по 2000 руб. на брата.

«Это натолкнуло на мысль – узнать, есть ли в Москве какое-нибудь букинговое агентство, специализирующееся на организации выступлений музыкантов в ресторанах, – рассказывает Макаров. – Мы изучили основные сайты и поняли, что ниша практически пуста». В основном рынок развлечений представлен ивент-агентствами, которые предлагают широкий спектр услуг – от музыкального оформления праздника до поиска тамады и ведущего, поясняет предприниматель: «Мы же с самого начала решили сосредоточиться только на музыкантах».

Проект назвали клубом музыкантов Treda. «Слово это абсолютно ничего не означает, – улыбается Владимир. – Ну как Google или «Яндекс». Мы просто захотели создать бренд». «Мы» – это Абдулнасыров, которому принадлежит 40% доли в бизнесе, и собственно Макаров, у которого 60%.

Идея, говорит предприниматель, вынашивалась год. В ноябре 2008 г. молодые люди выиграли конкурс бизнес-инкубатора Высшей школы экономики, создали сайт, набрали базу музыкантов и лишь в начале июля 2009 г. запустились. Первоначальные инвестиции в проект составили около 200 000 руб. из личных сбережений: 40 000 руб. сразу заплатили программисту и дизайнеру и потом каждый месяц в среднем вкладывали по 10 000 руб. – на доработку сайта и его продвижение в поисковых системах.

«Бизнес-модель клуба Treda опиралась на уже апробированную модель «Клуба носителей языка», поэтому у нас были все основания полагать, что проект окажется успешным», – говорит председатель экспертного совета бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ Дмитрий Репин.

Первая серенада

Впрочем, заманить первых клиентов оказалось непросто. «Мы выходили на сайты ресторанов через Menu.ru, писали письма, отправляли коммерческие предложения – и все безрезультатно», – рассказывает Макаров. Потом, вспоминает он, было решено самим ходить по ресторанам и вручать письма менеджерам. Но и это никто не воспринимал всерьез.

«Первый клиент вышел на нас через сайт, – говорит предприниматель. – Это был молодой человек, попросивший подыскать музыканта, который мог бы исполнить в ресторане серенаду для его возлюбленной». На тот момент в базе Treda насчитывалось уже около 30 артистов и музыкальных коллективов. «Молодой человек заплатил за выступление 3000 руб., – продолжает Макаров. – Из них 2000 руб. заработал музыкант и 1000 руб. – мы».

Серенада оказалась успешной. После этого, по словам предпринимателей, заказы пошли почти каждый день. На сайте клуба появилась специальная опция, которая дает возможность музыкантам оставлять заявки с контактными данными и сведениями о коллективе, а рестораторам – заказы. Сегодня клуб оказывает три вида услуг, делая на все 25–30%-ную наценку: предоставляет музыкальные коллективы ресторанам, организует музыкальное сопровождение праздников и дискотеки с участием диджеев. Ивент-агентства, отмечает Макаров, стоимость выступлений музыкантов увеличивают в два-три раза.

«Недавно мы разработали специальное условие для ресторанов, так называемую абонентскую плату», – рассказывает предприниматель: клуб берет ресторан на полное обслуживание в смысле музыкального оформления за фиксированную плату – от 10 000 до 15 000 руб./мес.; для сравнения – если коллектив из трех человек при сотрудничестве с разовой оплатой стоит от 8000 руб. за три часа выступления, то при варианте с абонентской платой – стоимость от 6000 руб.

Оборот компании Treda за полгода составил 500 000 руб. К июлю 2010 г. он может увеличиться до 1,5 млн руб., надеется Макаров.

Вместо арт-директора

«Наши клиенты – рестораны, в которых еще не сложилась специфика работы с музыкантами, те, в которых нет арт-директоров, и мы фактически заменяем эту функцию», – говорит предприниматель.

Андрей Петровский, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, художественный руководитель «Содружества московских музыкантов», считает, что рынок букинговых и ивент-агентств перенасыщен: в 1999 г. их было пять, сейчас – больше тысячи. Причем большинство руководителей этих компаний, говорит он, люди, не способные работать с профессиональными музыкантами, не разбирающиеся в музыкальной аппаратуре. «Иногда эти агентства пытаются создать невероятную комбинацию состава музыкантов – например, обращаются к нам (как к субподрядчикам) и просят аккомпанировать вокалистке, например, саксофоном, – удивляется Петровский. – Но это практически невозможно, так как саксофон – одноголосый инструмент в отличие, например, от фортепиано, гитары и аккордеона».

Если бы ресторан занимался музыкальным оформлением самостоятельно, он бы не смог под каждое конкретное мероприятие подыскивать разноплановых музыкантов, считает директор караоке-бара «Валерий Брюсов» Елена Тихонова: «Мы сотрудничаем с Treda и очень довольны. Может, это и предполагает некоторое увеличение расходов, зато теперь мы можем оговорить любое условие: какая музыка нам нужна сегодня, а какая – завтра, нужен ли вокал или только инструментальное сопровождение».

«Через агентство работать удобно – оно берет на себя организацию переговоров, – говорит пианист Олег Стариков.– Когда выходишь на заказчика самостоятельно, гонорары получаются больше, но для этого нужно найти ресторатора в интернете, связаться с ним и потом еще неделю ездить и договариваться. Успех при этом обеспечен не всегда». Работать с клубом Treda музыканту нравится: «Во всяком случае, у них человеческие проценты. А то ведь я помню, как арт-директор одного ресторана в центре Москвы брал 92% от месячного бюджета (тогда речь шла о $50 000), выделенного на музыкальное сопровождение, а остальные 8% платил нам – коллективу из четырех человек. То есть каждому музыканту доставалось чуть больше $30 в день».

Покупают чужое

Treda предлагает клиентам около 10 музыкальных направлений. «На VIP-вечеринки, как правило, заказывают классическую музыку, струнные квартеты, на корпоративы – поп, эстраду и ретро, – рассказывает Макаров. – Самое непопулярное направление – шансон, хотя я даже больше сомневался в этногруппах. Недавно, например, у нас был заказ на коллективы, которые исполняют баварскую и скандинавскую музыку, – для участия в празднике на открытом воздухе. Когда мы обсуждали это предложение с музыкантами, за окном было минус 20. Московские группы все отказались, зато питерские согласились сразу».

«Сейчас, когда в эфире звучит столько фонограмм, когда рынок звукозаписывающей продукции практически рухнул, у музыкантов не остается никаких возможностей, кроме как играть вживую, – говорит лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук. – Другое дело, что таким группам, как «ДДТ», делать это не очень уж и хорошо, потому как наша музыка для ресторана не годится – не будет же народ есть под нее салат оливье».

«Есть два типа музыкантов – те, кто продвигает собственное творчество, и те, кто создает каверверсии, – говорит Макаров. – Мы сразу выбрали последних – это самый подходящий вариант для нашего бизнеса». В будущем Treda планирует начать работать с ивент-агентствами. Наценка на выступление для этих клиентов будет составлять не 30%, а 15%, говорит предприниматель:«Здесь сыграет роль эффект масштаба. Чем больше заключим договоров, тем больше заработаем».

И еще одно направление, которым хотят заняться в клубе с 2010 г., – продюсирование музыкантов в клубах. «Из-за пермских событий многие клубы закрылись, но нас это не пугает», – говорит Макаров.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more