Менеджмент
Бесплатный
Оксана Гончарова

Как заработать на продаже музыкантов ресторанам

В детстве музыкальную школу Владимир Макаров посетил всего один раз, но теперь вполне успешно строит бизнес в музыкальной сфере. За полгода оборот созданного им клуба музыкантов Treda достиг 500 000 руб.
М.Стулов
Ничего зазорного. Юрий Шевчук

лидер группы «ДДТ». «Ничего предосудительного в этом нет: если ты молодой музыкант и тебя еще никто не знает, играть в ресторане, чтобы выжить, вполне естественно».

Идея этого бизнеса посетила Макарова на пятом курсе Финансовой академии. «Как-то я сидел в ресторане со другом Айнуром Абдулнасыровым, который в 2005 г. открыл в Москве языковую школу «Клуб носителей языка», – вспоминает Владимир. – Хотелось создать нечто похожее, но в другой сфере. Обсуждали разные идеи – продажи услуг массажистов, инструкторов по вождению и проч. И вдруг обратили внимание на игравших рядом музыкантов...»

Молодые люди не постеснялись, подошли к ним и расспросили, сколько те получают за выступление, как выходят на рестораны. Выяснилось, что двухчасовое выступление трех музыкантов стоит 8000 руб., из них 2000 руб. идет администратору группы и остальные 6000 руб. – музыкантам, т. е. по 2000 руб. на брата.

«Это натолкнуло на мысль – узнать, есть ли в Москве какое-нибудь букинговое агентство, специализирующееся на организации выступлений музыкантов в ресторанах, – рассказывает Макаров. – Мы изучили основные сайты и поняли, что ниша практически пуста». В основном рынок развлечений представлен ивент-агентствами, которые предлагают широкий спектр услуг – от музыкального оформления праздника до поиска тамады и ведущего, поясняет предприниматель: «Мы же с самого начала решили сосредоточиться только на музыкантах».

Проект назвали клубом музыкантов Treda. «Слово это абсолютно ничего не означает, – улыбается Владимир. – Ну как Google или «Яндекс». Мы просто захотели создать бренд». «Мы» – это Абдулнасыров, которому принадлежит 40% доли в бизнесе, и собственно Макаров, у которого 60%.

Идея, говорит предприниматель, вынашивалась год. В ноябре 2008 г. молодые люди выиграли конкурс бизнес-инкубатора Высшей школы экономики, создали сайт, набрали базу музыкантов и лишь в начале июля 2009 г. запустились. Первоначальные инвестиции в проект составили около 200 000 руб. из личных сбережений: 40 000 руб. сразу заплатили программисту и дизайнеру и потом каждый месяц в среднем вкладывали по 10 000 руб. – на доработку сайта и его продвижение в поисковых системах.

«Бизнес-модель клуба Treda опиралась на уже апробированную модель «Клуба носителей языка», поэтому у нас были все основания полагать, что проект окажется успешным», – говорит председатель экспертного совета бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ Дмитрий Репин.

Первая серенада

Впрочем, заманить первых клиентов оказалось непросто. «Мы выходили на сайты ресторанов через Menu.ru, писали письма, отправляли коммерческие предложения – и все безрезультатно», – рассказывает Макаров. Потом, вспоминает он, было решено самим ходить по ресторанам и вручать письма менеджерам. Но и это никто не воспринимал всерьез.

«Первый клиент вышел на нас через сайт, – говорит предприниматель. – Это был молодой человек, попросивший подыскать музыканта, который мог бы исполнить в ресторане серенаду для его возлюбленной». На тот момент в базе Treda насчитывалось уже около 30 артистов и музыкальных коллективов. «Молодой человек заплатил за выступление 3000 руб., – продолжает Макаров. – Из них 2000 руб. заработал музыкант и 1000 руб. – мы».

Серенада оказалась успешной. После этого, по словам предпринимателей, заказы пошли почти каждый день. На сайте клуба появилась специальная опция, которая дает возможность музыкантам оставлять заявки с контактными данными и сведениями о коллективе, а рестораторам – заказы. Сегодня клуб оказывает три вида услуг, делая на все 25–30%-ную наценку: предоставляет музыкальные коллективы ресторанам, организует музыкальное сопровождение праздников и дискотеки с участием диджеев. Ивент-агентства, отмечает Макаров, стоимость выступлений музыкантов увеличивают в два-три раза.

«Недавно мы разработали специальное условие для ресторанов, так называемую абонентскую плату», – рассказывает предприниматель: клуб берет ресторан на полное обслуживание в смысле музыкального оформления за фиксированную плату – от 10 000 до 15 000 руб./мес.; для сравнения – если коллектив из трех человек при сотрудничестве с разовой оплатой стоит от 8000 руб. за три часа выступления, то при варианте с абонентской платой – стоимость от 6000 руб.

Оборот компании Treda за полгода составил 500 000 руб. К июлю 2010 г. он может увеличиться до 1,5 млн руб., надеется Макаров.

Вместо арт-директора

«Наши клиенты – рестораны, в которых еще не сложилась специфика работы с музыкантами, те, в которых нет арт-директоров, и мы фактически заменяем эту функцию», – говорит предприниматель.

Андрей Петровский, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, художественный руководитель «Содружества московских музыкантов», считает, что рынок букинговых и ивент-агентств перенасыщен: в 1999 г. их было пять, сейчас – больше тысячи. Причем большинство руководителей этих компаний, говорит он, люди, не способные работать с профессиональными музыкантами, не разбирающиеся в музыкальной аппаратуре. «Иногда эти агентства пытаются создать невероятную комбинацию состава музыкантов – например, обращаются к нам (как к субподрядчикам) и просят аккомпанировать вокалистке, например, саксофоном, – удивляется Петровский. – Но это практически невозможно, так как саксофон – одноголосый инструмент в отличие, например, от фортепиано, гитары и аккордеона».

Если бы ресторан занимался музыкальным оформлением самостоятельно, он бы не смог под каждое конкретное мероприятие подыскивать разноплановых музыкантов, считает директор караоке-бара «Валерий Брюсов» Елена Тихонова: «Мы сотрудничаем с Treda и очень довольны. Может, это и предполагает некоторое увеличение расходов, зато теперь мы можем оговорить любое условие: какая музыка нам нужна сегодня, а какая – завтра, нужен ли вокал или только инструментальное сопровождение».

«Через агентство работать удобно – оно берет на себя организацию переговоров, – говорит пианист Олег Стариков.– Когда выходишь на заказчика самостоятельно, гонорары получаются больше, но для этого нужно найти ресторатора в интернете, связаться с ним и потом еще неделю ездить и договариваться. Успех при этом обеспечен не всегда». Работать с клубом Treda музыканту нравится: «Во всяком случае, у них человеческие проценты. А то ведь я помню, как арт-директор одного ресторана в центре Москвы брал 92% от месячного бюджета (тогда речь шла о $50 000), выделенного на музыкальное сопровождение, а остальные 8% платил нам – коллективу из четырех человек. То есть каждому музыканту доставалось чуть больше $30 в день».

Покупают чужое

Treda предлагает клиентам около 10 музыкальных направлений. «На VIP-вечеринки, как правило, заказывают классическую музыку, струнные квартеты, на корпоративы – поп, эстраду и ретро, – рассказывает Макаров. – Самое непопулярное направление – шансон, хотя я даже больше сомневался в этногруппах. Недавно, например, у нас был заказ на коллективы, которые исполняют баварскую и скандинавскую музыку, – для участия в празднике на открытом воздухе. Когда мы обсуждали это предложение с музыкантами, за окном было минус 20. Московские группы все отказались, зато питерские согласились сразу».

«Сейчас, когда в эфире звучит столько фонограмм, когда рынок звукозаписывающей продукции практически рухнул, у музыкантов не остается никаких возможностей, кроме как играть вживую, – говорит лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук. – Другое дело, что таким группам, как «ДДТ», делать это не очень уж и хорошо, потому как наша музыка для ресторана не годится – не будет же народ есть под нее салат оливье».

«Есть два типа музыкантов – те, кто продвигает собственное творчество, и те, кто создает каверверсии, – говорит Макаров. – Мы сразу выбрали последних – это самый подходящий вариант для нашего бизнеса». В будущем Treda планирует начать работать с ивент-агентствами. Наценка на выступление для этих клиентов будет составлять не 30%, а 15%, говорит предприниматель:«Здесь сыграет роль эффект масштаба. Чем больше заключим договоров, тем больше заработаем».

И еще одно направление, которым хотят заняться в клубе с 2010 г., – продюсирование музыкантов в клубах. «Из-за пермских событий многие клубы закрылись, но нас это не пугает», – говорит Макаров.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать