Менеджмент
Бесплатный
Оксана Гончарова
Статья опубликована в № 2526 от 20.01.2010 под заголовком: ВИП-почтальоны

Топ-менеджеры «Почты России» поработают почтальонами

После 20 января у топ-менеджеров «Почты России» начнутся пятидневные стажировки в почтовых отделениях в качестве операторов связи и почтальонов. Эффект от такого рода мероприятий не сиюминутный, но он, безусловно, есть, считают работодатели и эксперты
Чтобы все работало. Роман Седых

бизнес-тренер. «Если в системе управления больше трех уровней, поддерживать ее эффективность сложно, поэтому периодическое перемещение руководителей с небес на землю просто необходимо для крупной компании».

Стажировка обязательна для всех менеджеров – работающих как в аппарате управления, так и в 86 филиалах предприятия, пояснил представитель пресс-службы «Почты России», добавив, что только в Москве управленцев около 1000. «Менеджеры не могут быть в курсе всех проблем, которые возникают на местах, что негативно отражается на качестве управленческих решений, – отметил он. – Каждый смотрит на ту или иную ситуацию со своей точки зрения, и руководство пришло к мысли: людей нужно сближать».

Стажировки начнутся после 20 января, когда будет разработан соответствующий график, причем сотрудники аппарата управления смогут стажироваться во всех филиалах, кроме московского, а менеджеры филиалов – в почтовом отделении любого другого филиала.

«Вначале сотрудники восприняли нововведение настороженно, – рассказали в пресс-службе. – Но потом нашли в нем много положительного, в частности возможность сменить обстановку и хоть недельку провести на свежем воздухе». Мероприятие не требует больших затрат, отмечают в пресс-службе: менеджерам рекомендовано выбирать такие регионы, для переезда в которые не придется много тратить на дорогу и проживание.

Менеджер на точке

Каждый год в День работников торговли в июле топ-менеджеры компании «Евросеть» надевают желтые рубашки и выходят в торговые точки. «Это и своего рода тим-билдинг, и возможность соприкоснуться с работой коллег на местах, – говорит руководитель PR-службы компании Ульяна Смольская. – Руководители должны понимать, что такое розница и почему так важно быстро выполнять заявки продавцов».

С прошлого года в сети решили не ограничиваться одним днем в году: в предновогоднее время в полях работал уже весь офисный персонал (около 3000 человек) – не только управленцы, но и сотрудники бухгалтерии, IT- и административно-хозяйственного отдела. «Наша задача была помочь продавцам, – говорит Смольская. – Мы сознательно выбирали не виповские точки, а те, что в местах с большим пешеходным трафиком». В магазине около метро «Сокол» работал продавцом и президент компании Александр Малис. «Я получил удовольствие, даже можно сказать – отдохнул», – улыбается Малис. Со стороны видно многое: как работают внутренние системы, как представлен товар, чего хотят покупатели, рассуждает он: «Когда в точки приходят менеджеры, они смотрят на все свежим взглядом».

Кайдзен по-русски

В таких акциях эксперты видят попытки российских компаний внедрить у себя концепции «гемба кайдзен» (буквально это японское выражение означает «перемены к лучшему», а в практике менеджмента его отождествляют с непрерывным совершенствованием, которое ведет к большей удовлетворенности покупателя). «Как правило, руководители возвращаются на места, проводят частичные изменения и через какое-то время, погружаясь в текучку, благополучно обо всем забывают», – сетует Аркадий Пригожин, директор Школы консультантов по управлению Академии народного хозяйства при правительстве РФ.

«Мы планируем проводить стажировки менеджеров ежегодно, они станут обязательными и для нанятых на управленческие позиции сотрудников в период испытательного срока», – не соглашается заместитель гендиректора «Почты России» Денис Чуйко. Сам Чуйко хочет поехать в какой-нибудь небольшой город или даже в сельскую местность. «Чем дальше от мегаполиса, тем реальнее ситуация», – пояснил он.

«От такого рода мероприятий большая польза, но она проявляется не сразу, а в долгосрочной перспективе», – отметили в Сбербанке, руководство которого по инициативе президента банка Германа Грефа в конце октября 2009 г. также прошло стажировку в обслуживающих подразделениях. В течение 4–5 часов топ-менеджеры наблюдали за работой подчиненных, после чего им предлагали заполнить так называемые чек-листы и высказать свои предложения, рассказал представитель пресс-службы Сбербанка.

Лампочки, и не только

«Люди возвращаются с таким количеством идей, что мы не успеваем их обрабатывать», – уверяет Малис. К примеру, рассказывает он, менеджеры заметили, что во многих магазинах стоит несколько касс и технологически сделано так, что одна работает быстрее другой: «Мы дали задание IT-специалистам поменять программное обеспечение, чтобы все работало одинаково быстро». Нововведения, по его словам, коснутся также мерчандайзинга и системы мотивации продавцов, не говоря уже об устранении бытовых неполадок: «Мы, например, элементарно поменяли во многих точках лампочки».

Если менеджер хочет быть успешным, ему надо учиться мыслить и как начальник, т. е. стратегически, на годы вперед, и как подчиненный, т. е. детально, считает независимый бизнес-тренер Роман Седых. Седых вспоминает случай из практики: «Несколько лет назад один председатель правления крупного банка случайно оказался свидетелем работы собственных кассиров. Его неприятно удивило, с каким выражением лица и с какой скоростью те обслуживали клиентов. Через некоторое время в банке появились стандарты работы, в соответствии с которыми производились отбор и обучение рядовых сотрудников».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать