Менеджмент
Бесплатный
Григорий Милов
Статья опубликована в № 2541 от 10.02.2010 под заголовком: Страх сильнее

Россияне все больше боятся заниматься бизнесом

Начинать собственное дело труднее, чем год назад, единодушны предприниматели и исследователи

Кажется, кризис должен открывать новые возможности для создания своего дела. Но на этот раз ничего подобного не произошло. К такому выводу подталкивают данные международного проекта Global Entrepreneurship Monitor, опубликованные в январе 2010 г.

Более половины предпринимателей, опрошенных в рамках проекта, отметили, что в 2009 г. стало сложнее начать свое дело, чем годом ранее. Чем страна более экономически развита, тем пессимистичнее оценивают ситуацию потенциальные предприниматели. И чем дольше занимаются бизнесом опрошенные, тем меньше возможностей они видят для начала нового дела.

В России существенных изменений в индексе ранней предпринимательской активности исследователи не заметили, отметила Ольга Верховская, соруководитель проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» в России. Доля людей, решившихся заняться собственным делом в 2009 г. (4%), почти не изменилась по сравнению с 2008 г. (3,5%). Страх неудачи мешает более чем 50% россиян: это один из самых высоких показателей в мире.

Даже малому бизнесу нужны ресурсы, в частности деньги, говорит Александр Ивлев, партнер Ernst & Young. А за них сейчас идет нешуточная борьба. Клиенты склонны осторожничать и отдают предпочтение устоявшимся игрокам. Малый бизнес страдает во время экономических кризисов ничуть не меньше крупного бизнеса, заключает он. Вот только на уровне отдела, который возглавляет Ивлев, эта тенденция, похоже, не подтверждается. В конце прошлого года сразу две сотрудницы сменили вид деятельности: одна открыла салон красоты, другая – магазин, рассказывает Ивлев.

Разницу в предпринимательской активности в России и развитых странах можно объяснить удаленностью успешных российских бизнесменов и инвесторов от тех, кто стремится повторить их успех, говорит Томас Настас, глава Innovative Ventures. В США эта дистанция намного меньше, отмечает он. Россияне привыкли интенсивно работать, но в рамках установленных правил. Предпринимательство же требует выхода за рамки и нарушения правил. Возможности общаться с людьми, совершившими такой переход, у большинства россиян просто нет, констатирует он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать