Человек, который придумал, как защитить "Газпром"

В 1994 г. выпускник почвоведческого факультета МГУ Сергей Григорьев основал компанию «Агрокон», которая занялась уничтожением насекомых и грызунов. В 2000 г. к стандартному набору услуг Григорьев добавил борьбу с птицами, что позволило резко увеличить выручку. К началу кризиса оборот его компании достиг 60 млн руб.

Зарабатывать на борьбе с вредителями Григорьев начал еще студентом. Учился на почвоведческом факультете МГУ, по вечерам с приятелями ходил по квартирам москвичей – помогал избавляться от клопов, тараканов, мышей и крыс. «Дезинфекционные службы города работали плохо, использовали малоэффективные препараты, поэтому заказов у нас хватало», – объясняет он.

Ночной таксист

Григорьева всегда интересовал околонаучный бизнес, связанный с биологией и улучшением окружающей среды. Он увлекался экологическим туризмом, ходил в тайгу, сплавлялся по рекам. В 1994 г. Григорьев вместе с двумя соучредителями создал компанию «Агрономические консультации» («Агрокон»). Собирались консультировать фермеров и колхозы, «сдавать в аренду» агрономов. Даже получили патент на препарат «Чистозем»: он помогает очищать почву. Но эти услуги не пользовались спросом, сельское хозяйство было в упадке, вспоминает Григорьев.

Несколько месяцев спустя партнеры вышли из бизнеса. Оставшись один, Григорьев решил заняться дезинфекцией, дезинсекцией и дератизацией (уничтожением грызунов). Позвал в команду друзей-биологов, научных работников из МГУ и РАН. На первом этапе приходилось непросто: гендиректор «Агрокона» по ночам подрабатывал таксистом, чтобы выплачивать зарплату подчиненным. Тогда зарплаты дезинфекторов были $400–500 в месяц, а у руководителей получалось и того меньше. Работали без офиса: оборудование и препараты для уничтожения вредителей хранили в квартире.

Больше, чем ладонь

Первые заказы доставались трудно, хотя конкурентов на рынке было немного. Тогда подобные услуги предлагали около десятка фирм, вспоминает Валентин Рыльников, владелец компании «Рэт», которая работает на московском рынке с 1991 г. Поскольку в «Агроконе» работали не только санитарные врачи, но и биологи, энтомологи, они брались за нестандартные заказы. Однажды к ним обратились перепуганные работники коммунальных служб: в подвалах нескольких домов расплодились блохи размером с ладонь. «Как выяснилось, это были огромные тропические оранжерейные кузнечики: их каким-то чудом занесло в Москву», – рассказал Григорьев. Поставив диагноз, энтомологи помогли избавиться от насекомых.

Два года спустя после запуска у «Агрокона» появился офис – восьмиметровая комната на Дорожной улице. Тогда же Григорьев взял $5000 в кредит у родственников, расплатиться с которыми удалось только в 1997 г. Почти сразу же он приобрел права на доменное имя Pestcontrol.ru (пестконтроль – программа регуляции численности вредителей). Благодаря сайту нашли многих крупных заказчиков, в том числе АЗЛК, ЦУМ, ГУМ, «Росинтер», владеющий 300 ресторанами. Для производителя продуктов питания четко работающая система пестконтроля – жизненная необходимость. Риски могут быть очень серьезными: кроме инфекции насекомые, грызуны и другие вредители приносят посторонние предметы, которые могут попасть в продукты, объясняет Игорь Бережной, руководитель отдела обеспечения качества филиала «Нестле Россия» в Жуковском. Компания сотрудничает с «Агроконом» уже третий год. Специалисты «Агрокона» занимаются профилактикой вредителей в соответствии с инструкциями «Нестле», поясняет он.

Страна непуганых птиц

Много путешествуя, Сергей узнал, что в других странах до 80% рынка борьбы с вредителями приходится на услуги по защите от птиц. «Они переносят инфекции, портят памятники архитектуры, хозяйничают в торговых центрах и ресторанах, их гнезда на электросетях могут приводить к аварийным сбоям в подаче энергии, – объясняет Григорьев. – Наконец, всем известна птичья проблема аэропортов». В России услуг по защите от птиц никто не предлагал, и Григорьев нанял орнитологов, которые помогли разработать собственный арсенал – колючие «Ежи» для защиты фасадов зданий, всевозможные ловушки.

В 2000 г. поступил заказ от «Газпрома». Возле его центрального офиса в Черемушках расплодилось много ворон: они повадились таскать гальку с крыши здания. Иногда камни падали, разбивая стекла. «Однажды камень упал прямо на стол одному из топ-менеджеров, и нас вызвали на помощь», – рассказал Григорьев. Чтобы отвадить ворон, использовали целый комплекс мер. На крыше поставили два двухметровых глаза с вращающимися зрачками для отпугивания. Подключили детей со станции юннатов: они лазили по деревьям и трясли яйца ворон – зародыши в них погибали, а птицы, не зная этого, продолжали высиживать их. В результате поголовье заметно сократилось, говорит Григорьев. Новое «птичье направление» позволило сразу же увеличить выручку – до 7 млн руб. по итогам 2000 г.

Стабильное развитие бизнеса позволило Григорьеву проводить по нескольку месяцев вдали от офиса. Он увлекся туризмом в российских заповедниках, возил группы туристов на рыбалку на Енисей и Таймыр, развивал собственное небольшое турагентство. По итогам последнего предкризисного года выручка «Агрокона» достигла 60 млн руб., говорит Григорьев. Но когда владелец в отъезде, персонал расслабляется, чаще совершает ошибки и даже может пойти на откровенный обман, обнаружил он. В 2009 г. один из руководителей «Агрокона» создал конкурирующую компанию, постарался переманить клиентов. Около 30% заказчиков бывший сотрудник увел, рассказал Григорьев. Предпринимателю пришлось вернуться к оперативному управлению.

Заметно урезал клиентскую базу и кризис. Примерно 200 из 500 заказчиков (как правило, небольшие аптеки, магазины, кафе) закрылись и перестали делать заказы. В прошлом году компания получила ссуду по программе поддержки малых предприятий: 300 000 руб. – от федеральных, 30 000 руб. – от муниципальных властей. Их потратили на покупку генератора холодного тумана – оборудования для обработки помещений от вредителей.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать