Менеджмент
Бесплатный
Елена Горелова

Как заработать на любви россиян к японской еде

Два года назад у 25-летнего Владимира Митрофанова была компания по организации праздников, но в кризис он потерял почти всех клиентов и решил попробовать что-то совсем другое, а именно – развивать в Петербурге культуру японского застолья
Е.Кузьмина
Много мифов

Юлия Широкова, директор магазина «Суши-мастер» (Москва):. «Вокруг японской кухни много мифов – к примеру, распространено заблуждение, что готовить суши трудно и долго. Из-за этого самостоятельно готовить это блюдо решаются немногие. А на самом деле это не сложнее селедки под шубой. Или еще: во всех рецептах пишут, что для суши нужна только свежая рыба, но в Москве такой нет, все морепродукты, даже в ресторанах, после шоковой заморозки».

Еще студентом третьего курса Санкт-Петербургского юридического института Генпрокуратуры Владимир Митрофанов вместе с друзьями создал агентство «Праздник плюс», которое занималось праздничными проектами. Но на плаву оно продержалось недолго. В декабре 2008 г. из 30 клиентов, внесших предоплату за новогодние вечеринки, 29 отказались от их проведения, рассказал Митрофанов. Праздничный бизнес пришлось заморозить и задуматься, чем бы заняться в новых экономических условиях.

Японский Петербург

Исследуя рынок, Митрофанов обнаружил совершенно пустую нишу: в Петербурге не было розничного магазина, торгующего продуктами и аксессуарами для японской кухни. Он решил открыть сеть розничных магазинов с такой концепцией. В августе 2009 г. молодой предприниматель зарегистрировал компанию «Все для суши». В сентябре заработал сайт All4sushi.ru. Этот домен Владимир выкупил у владельца всего за 1000 руб.: они нашли общие интересы.

В команду Митрофанов позвал приятелей: они когда-то вместе работали вожатыми в лагере в Анапе. Сергей Кокотов, технолог пищевого производства, занялся поиском поставщиков и планированием ассортимента, Антон Платонов – продвижением нового магазина. Митрофанов взял на себя решение налоговых, регистрационных и прочих административных задач. Юридически он единственный владелец компании. Поначалу молодые люди тестировали продажи только через интернет-магазин. Ассортимент предлагали простой: рис, уксус, рыба, водоросли, морепродукты, соусы, грибы, имбирь, васаби.

Инвестиции в проект составили около 2 млн руб. Большую их часть Митрофанов получил в качестве потребительского кредита в банках ВТБ и «Траст». У «Все для суши» имелся внятный бизнес-план, в котором была четко обозначена окупаемость проекта – к концу 2010 г. Удачно защитив бизнес-план, Митрофанов в ноябре прошлого года получил грант по федеральной программе поддержки малого бизнеса – 300 000 руб.

Не хватает сябу-сябу

Деньги поступили как раз вовремя: в декабре открылся первый розничный магазин «Все для суши» на Петроградской стороне. «Мы долго искали место – сначала через агентов, а потом сами: ездили по городу, изучали, даже считали, сколько мимо проходит людей и ездит машин», – вспоминает Митрофанов. Выбрали 80-метровый офис на улице Плуталова: не слишком бойкое, но удобно расположенное место в центре города. Здесь разместились торговый зал, склад и офис. Поначалу всю работу в магазине делали втроем, позже наняли еще четырех сотрудников.

Развивать японскую тему в сфере розничных продаж в Петербурге им пришлось первыми. Другого невиртуального магазина, куда можно было прийти и купить все необходимое для японской кухни – от продуктов до инструментов и посуды, – в городе и сейчас нет, подтверждает Сергей Константинов, руководитель отдела продаж компании «Такара», которая стала одним из первых поставщиков «Все для суши».

Докризисный годовой оборот всего питерского рынка, связанного с японской едой, Митрофанов оценивает в $300 000–500 000. Львиная доля приходится на общепит, но до 20% от общего оборота можно перевести в разряд розничных продаж, считает Митрофанов.

По его мнению, рынок не так уж узок: увлечь приготовлением суши можно многих представителей среднего класса, у которых есть свободное время. Настоящие суши живут не больше 15–20 минут, поэтому свежеприготовленные – намного вкуснее тех, что продаются в магазине, а порой и тех, что подают в суши-барах, объясняет Митрофанов. Он признается, что сам «не фанат японской кухни» и свои знания об этой тонкой сфере развивает параллельно с бизнесом. Иногда помогают клиенты, среди которых появились постоянные: к примеру, посоветовали закупать кунжутный соус для сябу-сябу, традиционные коробочки бенто, предназначенные для переноски еды. Теперь в ассортименте около 500 наименований: есть ножи, книги, видеокурсы для желающих научиться готовить, инструменты и все необходимое для чайной церемонии.

Трудности перевоза

Сейчас продажи «Все для суши» растут на 30% в месяц. С кредитом «Траста» удалось рассчитаться. До конца года Митрофанов собирается открыть еще два магазина в спальных районах Петербурга. При таких темпах роста годовой оборот должен составить 3–4 млн руб., планирует он. Это хорошие показатели, считает Юлия Широкова, директор магазина «Суши-мастер», который работает с прошлого года в столичном районе Марьино. «Суши-мастер» тоже начинался как интернет-магазин, а потом вышел в офлайн.

У магазина с узкоэтнической тематикой нередко возникают проблемы с логистикой и поставщиками, рассказала Широкова. Срок годности у японских продуктов, к примеру соусов, обычно не больше полугода: товар плывет морем три месяца и за столько же надо успеть продать его в Москве.

Чтобы поддерживать ассортимент в 600 названий, приходиться работать с 10–20 поставщиками одновременно. По словам Широковой, найти поставщика с адекватным сочетанием цены и качества непросто: «К примеру, салат чука от постоянного поставщика мы ждем уже несколько месяцев». Пробовали заказывать у других компаний – салат либо слишком жесткий, либо просроченный, либо цена зашкаливает, замечает она. Митрофанов говорит, что его магазин за свою недолгую жизнь тоже успел сменить несколько поставщиков.

Кроме того, кризис снизил обороты этого рынка, но оценить падение в цифрах эксперты не смогли. Именно из-за кризиса сеть супермаркетов «Азбука вкуса» заморозила свой проект «Вкусная Япония», сообщили в пресс-службе компании. В 2008 г. «Азбука вкуса» объявила, что под этим брендом будут открываться shop-in-shop (магазины в магазинах): отделы, торгующие «продуктами сельского хозяйства и морского промысла, которые станут поставляться напрямую из Японии». Предполагалось построить такие магазины внутри нескольких супермаркетов, но пока ни одна «Вкусная Япония» так и не открылась.

Максим Капитанский, гендиректор сети кафе Menza, сомневается в том, что россиян удастся увлечь приготовлением японской еды дома. «Мне кажется, японская кухня больше связана с атмосферой, за которой люди ходят в рестораны», – говорит он. Кроме того, продукты и оборудование, которые используются даже в самом простом кафе, по его мнению, не идут в сравнение с теми, что применяют любители. К примеру, только для приготовления риса нужна специальная рисоварка. Поэтому у розничного магазина с такой концепцией перспективы расширения очень сомнительные, заключает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать