Лишь треть россиян согласились бы возглавить компанию, в которой работают

Судя по опросам, российские мужчины вдвое амбициознее женщин
Д.Гришкин

«Хотели бы Вы быть руководителем того предприятия/организации, на котором сейчас работаете?» (Superjob.ru)

Какие качества помогают продвижению по службе (PWC)

Более трети (36%) работающих россиян хотят руководить компанией или предприятием, на котором трудятся в данный момент, показал опрос, проведенный по заказу "Ведомостей" Исследовательским центром портала SuperJob.ru. Половина (50%) респондентов не обладают подобными амбициями (см. таблицу).

Значительно чаще отрицательный ответ на вопрос давали женщины (60% против 41% среди мужчин). Меньше других в руководящей должности заинтересованы малооплачиваемые работники и специалисты старшего поколения. Среди главных причин, по которым респонденты не хотят занимать должность главы компании, – нехватка опыта, нежелание брать на себя ответственность, а также боязнь, что такая работа не оставит свободного времени. «Я больше исполнитель, чем руководитель»; «Это не мое»; «Для этого нужно иметь большой опыт, а я пока не дотягиваю»; «Руководить – это значит во многом себе отказывать. Мне этого не хочется»; «Я слишком молод для руководящей должности», - комментируют они свою позицию в анкетах.

Россияне, согласные стать топ-менеджерами, уверены, что, заняв высокий пост, они смогут существенно поправить положение дел в родной компании: «У меня это получилось бы лучше, чем у нашего шефа»; «При должном подходе и отсутствии некомпетентных руководителей прибыль компании можно увеличить в 1,5 раза», - уверены респонденты. В кресло начальника чаще метят мужчины (45% против 26% среди женщин). Потенциал для руководящей работы чаще остальных в себе обнаруживают участники опроса в возрасте 25-35 лет и респонденты с большим доходом.

Результаты не удивляют Марину Мелия, гендиректора консалтинговой компании «ММ-класс». "Мужчины по природе своей амбициозны. У них эта матрица с лычками на погонах задана еще военной службой: «плох тот солдат, который не хочет стать генералом», – размышляет Мелия. У женщины же, на ее взгляд, своя - «горизонтальная» - система ценностей. По мнению Мелия, женщины инстинктивно предпочитают стабильность, надежность и комфорт. Мужчины динамичны, они чаще стремятся к завоеванию новых пространств. По мнению Мелия, женщины – это реализм и твердый расчет, тогда как мужчины - это мечты, устремления. "Для женщины анкета опроса - всего лишь анкета. Она понимает, что реально жизнь ей таких шансов не дает", - замечает Мелия.

Впрочем, судя по исследованию PricewaterhouseCoopers и Ассоциации менеджеров России, шансы у женщин все-таки есть: за последние пару лет доля женщин на руководящих постах заметно выросла. Судя по опросу HR-специалистов, в крупнейших компаниях страны растет доля женщин среди главных бухгалтеров (с 76% в 2008 г. до 93% в 2009 г.), директоров по персоналу (с 62% до 70%), финансовых директоров (с 39% до 48%). Все еще низок процент женщин на таких позициях, как директор по производству, генеральный директор, председатель совета директоров и президент. Впрочем, доля директоров по производству и гендиректоров за год кризиса выросла вдвое (с 5% до 11% и с 4% до 9% соответственно).