Самая грязная работа, которая приносит большое удовлетворение и высокий доход

Компания американца Мэтта Пэкстона Clutter Cleaner специализируется на очистке помещений после барахольщиков – людей, у которых скапливается столько вещей, что они отравляют им жизнь
Reuters

Мэтт Пэкстон почуял запах этого здания еще до того, как увидел его. Гараж на шесть машин был неплохим дополнением к дому, но в жаркое летнее утро в пригороде Роли, штат Северная Каролина, он источал запах гнилья, плесени и мочи. Пэкстон и его команда из пяти человек выбили сломанную дверь с электроприводом и увидели стену из черных мешков с мусором высотой 2,5 м. Вонь стояла такая, что один из членов команды тут же согнулся пополам и его стошнило. Пэкстон улыбнулся и принялся за работу.

Плохой наемник

В команде Пэкстона всего шесть человек, и его компания – одна из немногих независимых клининговых компаний, которая берется за любую работу, сколько бы времени или сил она ни требовала. Конкурент Пэкстона, ванкуверская компания 1-800-Got-Junk LLC, обычно передает ему самые грязные (и часто самые трудные с эмоциональной точки зрения) заказы.

39-летний Пэкстон начал клининговый бизнес в 2006 г., напечатав на $200 рекламных листовок и раздав их в своем родном городе Ричмонде, штат Вирджиния. До этого Пэкстон работал в компании по производству жидкого сандалового мыла, разрабатывал костюмы для триатлона и играл на деньги в районе озера Тахо (после чего, рассказывает он, его букмекер сломал ему нос). «Я давным-давно отказался от работы на кого-либо, – усмехается предприниматель. – Из меня плохой наемный работник».

Основав Clutter Cleaner, он собирался сосредоточиться на крупных переездах, но его первым клиентом оказался барахольщик. «На тот момент мы не знали, что это за явление такое, – говорит Пэкстон. – Мы просто увидели гору вещей выше человеческого роста и не знали, что с ней делать». За три дня работы, которая включала в себя освобождение дома от дряхлых коллекций и организацию дворовой распродажи, он запросил $700. Сегодня, зная о такой работе больше, Пэкстон берет в среднем $7000 или $8000.

Конкурентов нет

Работая с другими подобными клиентами, Пэкстон быстро сообразил, что чем грязнее работа, тем меньше вероятность, что конкуренты возьмутся за нее. «Я понял, что это наша ниша», – говорит он. За самую грязную работу Пэкстон не только берет большую плату, но и получает огромное моральное удовлетворение. В худших случаях, с которыми ему доводилось сталкиваться, от его клиентов власти требовали привести в порядок помещение под угрозой выселения или лишения родительских прав.

Пэкстон разговаривает грубовато и сдабривает речь черным юмором. Но, общаясь с клиентами, он проявляет деликатность, уважение и большое терпение, как и все члены его команды. Многие из них сами боролись с зависимостью – алкогольной, наркотической или от азартных игр. «Мы – команда отверженных, – говорит Пэкстон. – Этих ребят не хотят ни на какой другой работе, что роднит нас с нашими клиентами».

«Мэтт общается с людьми на равных», – рассказывает Бекки, нанявшая его очистить забитый мусорными мешками гараж в Роли, в доме, где жил ее брат. (Сами барахольщики редко приглашают его, чаще – их родные.) Она просила не называть ее фамилию, чтобы защитить частную жизнь брата. Бекки потратила около $12 000, чтобы команда Пэкстона помогла найти в 9 т мусора ценные и фамильные вещи. «Сначала брат держался замкнуто, – продолжает она. – Но потом я с удивлением видела, как он начал пускать Мэтта в свой мир».

Стал телезвездой

В начале работы у компании Пэкстона были проблемы с постоянными заработками, и он решил творчески подойти к вопросу рекламы. Сообразив, что его бизнес идеально подойдет для телевидения, он написал обращение на Facebook, попросив познакомить его с нужными людьми.

Знакомый направил его к организационному гуру Питеру Уолшу из телевизионной передачи «Большая уборка» на канале TLC. И спустя несколько месяцев Уолш порекомендовал Пэкстона компании Screaming Flea Productions, которая проводила кастинг для «Барахольщиков» на канале A&E.

Продюсер Джоди Флинн включила Пэкстона в одну из первых серий. «Мэтт не боится войти в любой свинарник и начать убирать в нем, – говорит она. – А еще он очень приятный. Такие люди становятся своими в любой компании». В течение суток после эфира Пэкстон получил заказ на $10 000. С тех пор он появился более чем в десятке серий и по контракту должен сняться еще не менее чем в 10 в третьем сезоне.

«Появление на телевидении означает, что нам больше не надо рекламировать себя, – говорит Пэкстон. – И не надо объяснять, чем мы занимаемся. Мы можем продать свои услуги за пять секунд». Но Clutter Cleaner по-прежнему остается маленькой компанией: выручка составляет около $500 000 в год.

«Хламу конца-края не видно, мы только начали разгребать его», – улыбается Пэкстон. Он изучает несколько вариантов расширения бизнеса, включая выпуск моющих средств под собственной маркой и франчайзинг. Также планирует продолжить партнерство с 1-800-Got-Junk, забирая себе самые трудные заказы и перенаправляя им легкие за небольшую плату.