МГУ не вошел в топ-200 The Times

Недавние переговоры россиян с британскими исследователями не повлияли на позицию последних.
А.Махонин

В опубликованном сегодня рейтинге топ-200 вузов по версии Times Higher Education не оказалось ни одного российского. На позицию авторов рейтинга не повлияли их недавние переговоры с ректором МГУ Виктором Садовничим.

МГУ вошел в приложение для iPhone

Отсутствие в рейтинге российских вузов, в том числе МГУ, занявшего 93-е место в свежем альтернативном рейтинге QS World University Rankings, прокомментировал «Ведомостям» редактор рейтинга университетов мира Times Higher Education Фил Бейти. «В начале года мне действительно довелось посетить Московский государственный университет. Я был поражен его зданиями и оборудованием. Я убедился, что в нем проводятся научные исследования мирового класса, - сказал он. – Однако в наш рейтинг включено только 200 лучших университетов мира, а это менее 1% мировых вузов. Конкурсный отбор является чрезвычайно жестким, ведь многие страны мира инвестируют значительные средства в исследования и высшее образование, расценивая их как ключевую движущую силу экономики".

По его словам, "МГУ лишь немного не хватило до попадания в топ-200". "Московский государственный университет получил очень высокую оценку за соотношение персонал/студенты, но этот показатель дал сравнительно небольшой вес в общем рейтинге, - отметил Бейти. – МГУ также имеет хорошие показатели академической репутации. Но мы сократили вес этого показателя в рейтинге, чтобы придать больший вес четким, объективным показателям".

В интервью "Ведомостям" редактор рейтинга успокоил россиян: "Хотя мы публикуем список только 200 ведущих университетов мира, наше приложение для iPhone включает данные о 400 вузах, там МГУ есть". При этом он добавил, что "в нижней части таблицы разрыв между вузами очень незначительный".

Неделей ранее министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в интервью «Ведомостям» признавал, что для низких позиций российских вузов в международных рейтингах есть объективные основания. По его мнению, у нас все еще низки позиции в цитировании, потому что наши ученые, работая за рубежом, часто пишут свои имена под международными работами, не указывая страну и университет, который они представляют. У нас пока низки показатели по инновационным проектам. К тому же в наших вузах не принято интересоваться карьерой выпускника. Чтобы повысить международный престиж вузов, по словам Фурсенко, сейчас, в частности, разрабатывается проект о преподавании в ведущих отечественных вузах на английском языке.

Американские вузы впереди планеты всей

По версии рейтинга, опубликованного в британской The Times, входящей в империю News Corporation Руперта Мердока, пятерку ведущих университетов мира на 2010-2011 гг. составляют лишь американские вузы. На первом месте Гарвардский университет, на втором - Калифорнийский технологический институт, на третьем - Массачусетский технологический институт, на четвертом - Стэнфордский университет, на пятом - Принстонский университет.

В первую десятку попали лишь три британских вуза: Оксфорд и Кембридж разделили шестое место, Имперский колледж Лондона оказался на девятом. В первую двадцатку попал только один вуз, находящийся за пределами Северной Америки и Великобритании, — Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе.

В топ-200 оказались 9 канадских вузов (самый лучший показатель у Торонтского университета — 17-е место). Лидером среди азиатских стран по числу вузов в рейтинге впервые стал Китай, обогнавший Японию (Пекинский университет занял 37-е место).

Во всем виновата методология

Существующий с 2004 г. рейтинг Times Higher Education в этом году составлен на основе исследования, проведенного агентством Thomson Reuters, в ходе которого вузы оценивались по 13 показателям, объединенным в пять групп. Главный критерий в рейтинге - цитируемость, вес которой составляет 32,5% (унифицированный показатель влиятельности исследовательской работы, один показатель). Менее значительна по весу(30%) научно-исследовательская работа (объем, доход и репутация, четыре показателя). Далее следует оценка преподавания (30%), учитывающая условия обучения (пять показателей); доля иностранных студентов и сотрудников вуза (15%, два показателя); доход от исследований по заказу коммерческих компаний (2,5%, один показатель).