Статья опубликована в № 2736 от 18.11.2010 под заголовком: Революция в Политехническом

«Роснано» предлагает совершить революцию в Политехническом музее

В Политехническом музее, за модернизацию которого сейчас отвечает «Роснано», свершается управленческая революция. Команде нового гендиректора, который называет себя кризис-менеджером, предстоит вытащить Политехнический из кризиса и превратить в современный музей науки и технологий
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Структура доходов. 49,8

миллиона долларов составил бюджет за 2009 г. бостонского Museum of Science. Доходы от продажи билетов – 24%, 13% музей получил за счет продажи дополнительных услуг, в том числе сувенирной продукции, 16% покрывается за счет доходов от эндаумент-фонда, 28% – за счет пожертвований, 11% – за счет членских взносов, говорится в годовом отчете музея. В 2009 г. музей посетило 1,5 млн человек. Фонд целевого капитала в 2009 г. составлял $77,856 млн.

Лидеры посещаемости

Самые посещаемые из 11 крупнейших научно-технических музеев мира, по данным Ernst & Young:. Национальный музей науки и промышленности в Лондоне – 2,8 млн человек в год «Дойче музеум» в Мюнхене – 1,5 млн Музей науки в Бостоне – 1,5 млн Музей науки и промышленности в Чикаго – 1,6 млн

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Музей не менялся десятилетиями, пока на него не обратил внимание глава «Роснано» Анатолий Чубайс. В 2009 г. госкорпорация учредила некоммерческий фонд развития музея. В интервью Чубайс говорил, что Политехнический имеет для страны особое значение и он лично заинтересован, чтобы музей стал «современнее и человечнее»: «Это совершенно беспрецедентный музей<...> потрясающая история, о которой никакой Силиконовой долине и мечтать не приходится».

С подачи «Роснано» в дело вмешался президент Медведев, поручив сотрудникам музея написать новую концепцию его развития. А нынешним летом Министерство образования и науки освободило от занимаемой должности 74-летнего Гургена Григоряна, руководившего музеем 24 года. Сотрудники написали письмо президенту: они были возмущены не только отставкой, но и вмешательством «Роснано» в управление музеем. В официальном сообщении Политехнического для прессы говорилось, что «Роснано» стремится «освоить историческое здание в центре столицы». «Роснано» в ответном заявлении назвала это обвинение «абсурдным и безосновательным».

Кризис управления

В августе 2010 г. в музее появился гендиректор помоложе — 69-летний профессор Борис Салтыков, который в 1991-1996 гг. был министром науки и технического развития. К моменту его назначения у музея накопилось слишком много проблем. По своему жанру он застыл в 80-х, сказал Салтыков в беседе с «Ведомостями». «Экспозиции не хватает интерактивности, новых технологий, в музее нет маркетинга и других важных служб, на которых держатся бренды известных музеев мира», — уверен Алексей Лебедев, заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии. Статистика посещений тоже не впечатляет: чуть более 400 000 человек в год. По данным издания The Art Newspaper, в 2008 г. Московский Кремль посетило 1,727 млн человек, Третьяковскую галерею — 1,389 млн, Музей имени Пушкина — 1,100 млн (данные самого музея), Эрмитаж в Санкт-Петербурге — 2,359 млн человек.

«Музей находится, мягко говоря, в аварийном состоянии: капитального ремонта не было 50 лет, — объясняет Андрей Трапезников, председатель попечительского совета фонда развития Политехнического музея. — Экспонируется только 13% коллекции, ежегодно обновляется не более 10% экспонатов».

Главные причины плачевного состояния музея, по мнению Лебедева, — неэффективное управление и, как следствие, крайне скудное финансирование в последние годы.

Бизнес-инъекция

В сентябре в результате лоббирования «Роснано» подтянулись и государственные деньги — правительство постановило выделить на модернизацию музея 7,2 млрд руб. Она должна закончиться в 2016 г. Для этого Политехнический планируют закрыть в 2013 г. примерно на два года — совсем либо оставить работающими некоторые отделы. Обсуждается вопрос строительства еще одного здания для хранения музейных коллекций.

За 2009-2010 гг. «Роснано» инвестировала в Политехнический 45 млн руб. собственных средств, в дальнейшем планирует привлекать частные инвестиции, рассказал Трапезников. Деньги потрачены в основном на организацию тендера, в котором приняли участие 12 зарубежных и две российские компании — проектировщики музеев. Выиграла тендер британская компания Event Communications, участвовавшая в модернизации Музея науки в Глазго. К началу следующего года британцы должны подготовить архитектурно-концептуальный проект, который затронет всю содержательную часть музея, под ключ. «Мы думали, что проект в Шотландии был грандиозным по масштабам, но, изучив ситуацию в Политехническом, поняли, что это была всего лишь разминка перед работой в России», — замечает Эстер Дагдейл, креативный директор Event Communications. Услуги британских консультантов обойдутся фонду в 300 000 евро, рассказал Салтыков.

Управленческую модель обновленного музея создает Ernst & Young, причем консультанты работают бесплатно. Вчера консультанты обеих компаний встретились в здании музея на Новой площади и договорились координировать разработки. Чтобы создать рекомендации для Политехнического, консультанты проанализировали опыт 11 лучших технологических музеев мира, например «Эксплораториума» в Сан-Франциско, Национального музея науки и промышленности в Лондоне, рассказал Денис Камышев, партнер Ernst & Young. Их отличает три важных особенности, объясняет консультант. Первое: у них всевозрастная аудитория. Второе: эти музеи обучают через интерактивное взаимодействие (например, в суперсовременном «Дойче музеуме» в Мюнхене есть зал, демонстрирующий анатомию человека: посетитель оказывается внутри организма, переходит по коридорам-артериям, видит, как функционируют органы). И, наконец, третье: это музеи не только прошлых достижений — они нацелены в будущее и демонстрируют новейшие достижения науки и технологий. При этом до 60-70% бюджета лучшие музеи генерируют сами: 40-45% приходится на музейный ритейл, лекции и семинары, а остальное — прямые доходы музея от продажи билетов и абонементов.

Новые люди

«Я увидел в этом вызов и огромную ответственность», — говорит Борис Салтыков о своей новой должности. Сразу пришлось произвести кадровые перестановки: уволил замгендиректора по науке Лидию Кожину и нескольких сотрудников, отвечавших за работу лектория. Салтыков говорит, что прежний уровень мероприятий его не устраивал: «Разве что цыган с медведями не было!»

С сентября лекторием руководит Иван Боганцев, окончивший Лондонскую школу экономики по специальности «история и философия науки». По его словам, раньше в лектории работало около 40 человек. Число сотрудников будет сокращено до 7-10. А принципы работы лектория уже изменилась. От длинных курсов отказались и сделали ставку на ярких лекторов — известных ученых, бизнесменов, общественных деятелей. Структура лекций теперь такова: 60% составляют естественно-научные темы( например, проводимые совместно с Intel, — о создании микропроцессоров, о клеточной биологии, об исследованиях работы мозга), 30% — социально-научные, 10% — общественно-политические дискуссии. Например, профессора РЭШ, в том числе Сергей Гуриев, читают курс «Экономика: просто о сложном». В партнерстве с Полит.ру постоянно поднимаются политические темы. 23 ноября пройдет диспут о будущем журналистики, в котором примут участие Леонид Парфенов и Маттиас Мюллер фон Блуменкорн, главный редактор немецкого журнала «Шпигель».

Мамонту не повезло

Конкурс среди проектировщиков музеев отсеял российских консультантов, в том числе лабораторию музейного проектирования, которую возглавляет Алексей Лебедев. «Иностранные проектировщики уже делали разработки для российских музеев, но пока нет ни одного успешно реализованного проекта», — говорит он. В 2007 г. американская студия Leeser Architecture выиграла конкурс на разработку концепции Музея мамонта в Якутии, но дальше концептуального проекта дело не пошло. В том же году известный австрийский музеолог Дитер Богнер разработал концептуальное техническое задание для конкурса на строительство нового здания Пермской художественной галереи. Архитектурный конкурс состоялся, есть проект-победитель, но за три года строительство нового здания так и не началось, перечисляет Лебедев.

Музеи консервативны по сути и всегда сопротивляются изменениям, напоминает Галина Андреева, исполнительный директор Российского комитета международного совета музеев. Но в мире есть примеры преодоления такой негибкости, когда менеджменту музеев удавалось «подружить» традиции с инновациями, добавляет она. Получится ли это у новой команды Политехнического?.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more