Чего ждать сотрудникам российских компаний в будущем году

В будущем году многие работодатели намерены особое внимание уделять производительности сотрудников. Они также готовы больше тратить на подбор, но набирать меньше, а значит, каждый человек в компании будет на вес золота

Штат не раздувать. Юрий Вировец

президент HeadHunter:. «Компании стали настороженно подходить к численности персонала, ведь в 2009 г. многие сокращали штат вплоть до 50%. Бизнес стал стремиться к интенсивному росту взамен экстенсивного».

В 2011 г. 47% российских компаний планируют увеличить зарплату сотрудников, выяснили специалисты компании HeadHunter, опросив в конце декабря 200 работодателей. В прошлом году таких компаний было меньше – 36%. Что же касается увеличения числа штатных сотрудников, то в следующем году делать это будут 37% опрошенных компаний, что на 10% меньше, чем в прошлом году. «В первой половине следующего года, по нашим прогнозам, большинство профессий ожидает рост зарплаты на уровне 10–12%», – говорит Юрий Вировец, президент HeadHunter. Исключение, по его словам, составят менеджеры проектов, менеджеры по персоналу, главные бухгалтеры и торговые представители. Основываясь на колебании их доходов в течение года, можно ожидать спада предлагаемой зарплаты на уровне 5–7%.

Наймут маркетологов

По словам Дмитрия Чумакова, президента агентства маркетинговых исследований Vector Market Research, его компания планирует увеличивать штат на 25–30%. Но не бездумно. Привлекать новых сотрудников, в основном менеджеров проектов, а также специалистов клиентского и полевого департаментов в компании будут пропорционально объемам работы. «У нас есть внутренние расчеты, сколько менеджер может привлечь клиентов и сколько продавать проектов в год, – поясняет Чумаков. – Добавляя к этим расчетам план продаж на 2011 г., можно понять, сколько людей нам понадобится в ближайшее время».

«Доходы сотрудников тоже вырастут, – продолжает он. – Правда, повышаться будет не фиксированная, а бонусная часть».

В контексте новых правил работы компании критерии эффективности тоже будут иметь четкую количественную оценку. «Мы вводим нормативы, исполнение которых будем контролировать через отчеты сотрудников, – делится Чумаков. – Наша задача – проводить исследования быстрее и качественнее, в связи с чем на все полевые работы будет отводиться определенный объем нормо-часов».

Сортируют худших

«Мы предполагаем укрепление кадрового состава, но это будет осуществляться не за счет увеличения численности, а за счет ротации сотрудников, – рассказывает Оксана Гаврилица, директор по персоналу ММВБ. – Те из них, кто по итогам ежегодной аттестации получил наихудшую оценку, разделятся на две категории – одни будут проходить дополнительное обучение, а с другими придется расстаться и на их место взять новых специалистов». Гаврилица отмечает, что на ММВБ предусмотрено увеличение фонда оплаты труда, но и это повышение будет распределено между сотрудниками неравномерно: в зависимости от эффективности каждого. Увеличение зарплат намечено в пределах инфляции за 2010 г., говорит она.

Выучат менеджмент

«В следующем году мы запланировали 40%-ное увеличение фонда на обучение менеджмента, – рассказывает Нина Литвинова, управляющий ГК Food Service Capital. – А также в рамках специальной программы планируем начислять бонусы сотрудникам за достижение ими определенных количественных и качественных показателей». Для этого в компании, отмечает Литвинова, разработаны критерии: качество обслуживания клиентов, показатели выручки, количество сотрудников, сдавших аттестацию выше среднего балла, и т. д. Штат сотрудников, по ее словам, расширяться не будет.