Счетная палата предлагает ограничить заработные платы в госкорпорациях

Установить предельный уровень окладов сотрудников госкорпораций предлагает Счетная палата. Зарплаты должны соотноситься хотя бы с заработками чиновников, считают аудиторы

Создать реестр зарплат работников госкорпораций председатель Счетной палаты Сергей Степашин предложил вчера в Госдуме: «Не надо стесняться! Почему они себе устанавливают зарплаты, я не понимаю. Давайте внесем поправки в закон, Счетная палата вас поддержит».

Реестр должен содержать должности и предельный уровень зарплаты для каждой из них, объяснил «Ведомостям» сотрудник Счетной палаты: «Одно дело – бонусы за результаты, другое – зарплата». Например, руководителю госкорпорации нехорошо получать более 500 000 руб. в месяц, когда у президента 3,3 млн руб. в год – надо соотносить. В разговорах нередко звучит: министр зарабатывает 150 000 руб., а руководитель госкорпорации – 3 млн, говорит аудитор, и в органах власти все соотносят зарплаты с зарплатами в госкорпорациях.

Степашин не первый, кто обратил внимание на зарплаты в госкорпорациях. В 2009 г. правительство утвердило принципы оплаты труда и вознаграждения для руководящего состава госкорпораций. Согласно им зарплата в госкорпорации должна быть разделена на три части: базовый оклад, соцпакет и премии. Премии рекомендовано выплачивать не столько регулярно (раз в квартал), сколько за проекты. Переходу на новую систему предшествовал скандал с Фондом реформирования ЖКХ – его гендиректору Константину Цицину пришлось вернуть вознаграждение за 2008 г. в 16,5 млн руб., после того как Генпрокуратура сообщила о завышенных расходах на содержание топ-менеджеров. Еще шесть членов правления госкорпорации, средний бонус которых составил 6,47 млн руб., вернули треть полученной суммы.

Ernst & Young в 2009 г. сообщала, что средняя зарплата по всем госкорпорациям – 552 267 руб. у руководства, 156 483 руб. – у менеджеров, 89 995 руб. – у специалистов. Среднемесячная зарплата (без премий) руководства «Роснано» – 508 028 руб., менеджеров – 168 648 руб., специалистов – 102 470 руб., отчитывалась летом 2010 г. ее ревизионная комиссия.

Директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков говорит, что вознаграждения не могут быть фиксированными и одинаковыми для всех госкорпораций. Было поручение президента соотнести уровень зарплат в госкорпорациях со среднерыночным. Правительство одобрило принципы вознаграждений для госкорпораций, они действуют, большинство госкорпораций разрабатывает показатели эффективности сотрудников, к которым должен быть привязан размер вознаграждения, напоминает Осколков.

Сомневаются в необходимости жестких ограничений и депутаты. Ограничить размер зарплаты несложно, поскольку в совет директоров или наблюдательный совет госкорпораций входят в основном представители государства – вопрос или решается на общем собрании, или вносятся соответствующие ограничения в положение о госкорпорациях, говорит зампред думского комитета по бюджету Александр Коган. Но низкие зарплаты приведут к тотальному воровству и незаинтересованности топ-менеджеров выполнять свою работу качественно, сейчас же многие руководители госкорпораций показывают эффективную работу, считает он.

Для того чтобы госкорпорации достойно выполняли свои бизнес-функции, что удается, например, Фонду ЖКХ, оплата должна быть достойной – в этих госкорпорациях зарплаты на уровне бизнес-структур, согласен председатель комитета по собственности Мартин Шаккум.

Контролирующий механизм выплат фактически существует с момента создания госкорпорации: предельный размер выплат устанавливается наблюдательным советом, в который входят представители государства, сообщил представитель «Росатома». Технически ввести этот механизм в реестр Счетной палаты не представляет сложности, уверяет он. Представитель Фонда реформирования ЖКХ комментировать инициативу Счетной палаты отказался. Связаться с представителями «Олимпстроя», Внешэкономбанка и «Ростехнологий» вчера вечером не удалось. Представитель «Роснано» напомнил, что госкорпорация преобразована в ОАО, на нее предложения Счетной палаты распространяться не будут.

Госкорпорации изначально имели сомнительную организационно-правовую форму, замечает партнер ФБК Игорь Николаев: можно сколько угодно пытаться придумать систему эффективного контроля за ними, но на практике реализовать ее будет практически невозможно – слишком непрозрачны эти организации. Никто не мешает принять решение об ограничении зарплат наблюдательному совету госкорпорации, в который всегда входят представители государства, говорит Николаев, специальный реестр необязателен.