Лишь 5% работодателей увольняли сотрудников за высказывания в интернете

undefined

Случались ли в вашей практике ситуации, когда сотрудников вашей компании увольняли за записи, комментарии и фотографии, размещенные ими в блогах, социальных сетях, прочих интернет-ресурсах? (Superjob.ru)

Размещая записи, фотографии, комментарии в блогах, соцсетях и прочих интернет-ресурсах, принимаете ли Вы во внимание тот факт, что с ними могут ознакомиться представители работодателя? (Superjob.ru)

Около четверти (24%) кадровиков компаний утверждают, что им приходилось отказывать кандидатам после ознакомления с информацией, размещаемой ими в блогах или соцсетях. 5% работодателей увольняли сотрудников за высказывания в сети, но лишь треть работников принимают меры, чтобы обезопасить себя от подобных репрессий работодателей, утверждают специалисты исследовательского центра Superjob.ru, проведя 25 февраля - 2 марта сразу три опроса: работников, представителей кадровых служб и руководителей компаний.

Работодатели интересуются

Не занимаются отслеживанием деятельности соискателей в интернете 58% кадровиков компаний. По мнению подобных HR-специалистов, «достаточно просмотреть резюме и провести собеседование». 11% кадровиков мониторят деятельность соискателей во всемирной паутине, однако получаемая в ходе подобной разведки информация не приводит к отказам в трудоустройстве. Примерно четверть (24%) специалистов кадровых служб отклоняли кандидатуры соискателей, ознакомившись с их деятельностью в сетях, утверждают исследователи, опросив менеджеров по персоналу 1000 предприятий и организаций (см. таблицу № 1).

Слежку за интернет-активностью собственных сотрудников практикуют 35% работодателей, но она не влечет за собой увольнений, имеющих отношение к их активности в сети, выяснили исследователи, опросив 500 руководителей российских компаний. Не тратят времени на слежку за своими работниками 47% менеджеров.

И только 5% работодателей сообщили, что увольняли сотрудников из-за инцидентов, имеющих отношение к их активности в сети. Так, по словам одного из респондентов, "сотрудник отпрашивался к «умирающей» бабушке, а в реальности уехал на концерт. Обман был раскрыт с помощью статуса в соцсети».

Большинство работников не боится

Более трети (37%) российских пользователей интернета отдают себе отчет в том, что их деятельность в сети может заинтересовать потенциальных работодателей. Чтобы оградить себя от внимания начальства, 39% мужчин и 35% женщин блокируют доступ к своим блогам для посторонних или публикуют свои посты в соцсетях под псевдонимами, утверждают исследователи Superjob.ru, опросив 4000 пользователей интернета старше 18 лет (см. таблицу № 2).

Лишь каждый десятый (11%) интернет-пользователей (9% среди мужчин и 12% среди женщин), оставляющих записи в соцсетях или на форумах, считают, что работодатели не станут тратить время на отслеживание интернет-активности соискателей. Чаще других эту точку зрения разделяет молодежь до 24 лет (14%), а также респонденты с доходом менее 25 000 руб. в месяц (13%).

Как уверяют 13% респондентов, их вообще не волнует реакция работодателей на их записи в интернете. Никогда не задумывались о том, что их деятельность в интернете может стать достоянием потенциальных работодателей, 12% респондентов, причем женщин среди них почти вдвое больше, чем мужчин (16 и 9% соответственно).

Чтобы не волноваться о реакции работодателей, 22% совершеннолетних пользователей интернета (каждый четвертый мужчина и каждая пятая женщина) вообще не публикуют свои фотографии и другую личную информацию. Среди респондентов, выбравших этот вариант ответа, преобладают представители старшего поколения (31%).

Эксперты рекомендуют

"Действительно, некоторые работодатели могут обращаться к социальным сетям при сборе информации о потенциальном сотруднике", - предостерегает Ольга Петровская, консультант хедхантинговой компании Cornerstone. Она советует соискателям крайне тщательно фильтровать ту информацию, которая окажется в свободном доступе в интернете.

"Говоря о соцсетях, следует очень четко понимать, что аккаунт в деловых сетях, таких как Linkdin, вряд ли навредит вашей профессиональной репутации", – считает она. На ее взгляд, ничего зазорного нет и в регистрации на таких сайтах, как «В контакте», «Одноклассники». "Однако нужно понимать, что внимание HR-менеджера компании-работодателя может привлечь, например, чрезмерная активность на подобных ресурсах, особенно если она совпадает с рабочим временем", – размышляет она. По мнению Петровской, этот факт может зародить сомнения в исполнительности, трудолюбии, благонадежности соискателя. По ее опыту, работодатели обычно не отказывают кандидатам, основываясь на информации, найденной в соцсетях, но не исключено, что такие случаи могут попадать под статью отказов «без объяснения причин».