Как нужно просить повышения зарплаты

Эксперты кадрового рынка считают, что окончание финансового года - лучшее время для требования повысить оклад
Е.Стецко

«В последний раз, когда Вы просили у руководства повышения зарплаты, чем Вы в первую очередь аргументировали свою просьбу?» (Superjob.ru)

«В последний раз, когда Вы просили руководство о повышении зарплаты, удалось ли Вам добиться этого?» (Superjob.ru)

С просьбой о повышении зарплаты хоть раз в жизни приходилось обращаться к начальству 51% россиян, причем чаще на подобный шаг решались мужчины (57% против 45% женщин), утверждают специалисты Исследовательского центра Superjob.ru, опросив 24-28 марта в России 10 тыс. респондентов старше 18 лет.

Чем аргументируют

Судя по результатам опроса, более трети (37%) работников аргументировали свою просьбу растущими должностными полномочиями. Ростом цен обосновывали требование повысить оклад 14%. Столько же (14%) - своими заслугами перед компанией. 12% - своим опытом работы, 7% говорили о высоких среднерыночных зарплатах специалистов аналогичного профиля.

Лишь 3% ставили ультиматум начальству, грозя покинуть компанию. По 2% сотрудников не нашли ничего лучшего, чем требовать повышения, упомянув о высоких зарплатах сослуживцев или сетуя на личные обстоятельства - к примеру, на возросшие расходы в связи со свадьбой или рождением ребенка. 1% респондентов мотивировал свою просьбу повышением своей квалификации или получением дополнительного образования.

С тактикой сотрудников в принципе согласны и руководители компаний, по мнению трети (32%) которых, требуя прибавку, работник в первую очередь должен говорить о собственных достижениях и ценности его труда для организации. Еще 28% руководителей считают, что самый веский аргумент – растущие объемы работы и зона ответственности сотрудника. Способности и опыт работы специалиста считают наиболее важным 17% руководителей, личные и профессиональные качества – 9%. А вот приводить в пример среднерыночные зарплаты аналогичных специалистов считают эффективным методом только 6% руководителей. Самыми бесперспективными были названы такие аргументы, как удорожание жизни и угроза увольнением (по 2%), равно как и личные обстоятельства (1%).

"Бытует мнение, что работник всегда хочет больше получать, тогда как работодатель - меньше платить", - пожимает плечами гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. В действительности же, по его мнению, мудрый руководитель обычно понимает ценность своих сотрудников и по мере возможностей старается поддерживать адекватный уровень окладов. Пятенко советует если и обращаться с просьбой о повышении оклада, то взывать к чувству справедливости работодателя, напоминая о своих заслугах перед компанией, а уж потом говорить о рыночных ценах специалистов и о том, что зарплату давно не повышали. Он уверен, что любая форма давления на руководителя - худший способ добиться желаемого. А прямой шантаж способен подорвать расположение даже к лучшему из работников и послужить поводом для его увольнения.

Что думают работодатели

Главной ошибкой сотрудников, просящих об увеличении оклада, треть (34%) опрощенных Superjob.ru руководителей назвали неправильную аргументацию, то есть неумение сотрудника грамотно объяснить руководству, почему он достоин повышения. Еще 16% руководителей уверены, что отказ в повышении зарплаты часто является результатом неверно выбранного сотрудником времени для столь важного разговора. Столько же начальников (16%) считают, что сотрудники нередко преувеличивают свою значимость для компании. Грубым промахом работников, рассчитывающих на повышение, руководители (5%) назвали шантаж и угрозы увольнением, попытки ссылаться на зарплату коллег (3%), а также неподготовленность к беседе с начальством (2%).

Наталия Баграмянц, управляющий директор компании Cornerstone Translations считает, что категорический отказ сотрудник получит только в том случае, если его зарплатные ожидания обратно пропорциональны эффективности его работы. "Моя формула управления персоналом – если человек нужен компании, то повышение ему заработной платы является правильным компромиссом, - говорит она. - Если сотрудник профессионально и должным образом выполняет свои обязанности, я, как руководитель, заинтересована в том, чтобы он остался в компании". На ее взгляд, повышение компенсации в таком случае является дополнительной мотивацией, и при этом ограждает работодателя от затрат на поиск нового специалиста.

По данным опроса Superjob.ru, добиться повышения окладов на практике сумели две трети (68%) сотрудников, обращавшихся к руководству с такой просьбой. При этом 30% получили тот оклад, к которому стремились, тогда как 38% - меньший, чем рассчитывали. Ни с чем из кабинета руководителя ушли 29% сотрудников.

Когда просить

Пятенко из ФБК считает важным выбрать правильное время для просьбы о повышении оклада. На его взгляд, накануне окончания календарного или финансового года подходить точно не следует - руководители в такое время, во-первых, обычно очень заняты, во-вторых, просто не в состоянии оценить готовность компании к поощрению специалиста. Он напоминает, что на некоторых предприятиях есть определенный регламент, предписывающий повышение окладов раз или два раза в год - подходить с просьбами среди года там он считает нецелесообразным. На его взгляд, лучшее время для просьб о повышении зарплаты - окончание аттестаций или конец финансового года, когда результаты работы компании и вклад работника в общее дело очевидны.

"Лично я считаю приведение в качестве аргумента для повышения зарплаты завершенные проекты не совсем удачной идеей – ведь если бы я не была уверена, что задача будет должным образом выполнена, я бы не стала поручать ее этому сотруднику", - пожимает плечами Баграмянц из Cornerstone. Она полагает, что в большинстве случаев, это стоит воспринимать не как профессиональное достижение, а скорее как один из этапов рабочего процесса.