Менеджмент
Бесплатный
Римма Авшалумова

Ярмарки пробиваются в Москву

Быть мелким производителем в России невыгодно: на полки крупных ритейлеров не пробиться, чиновники вечно чинят препятствия. Но появилась надежда, что новые ярмарочные комплексы помогут малым предпринимателям найти своего покупателя
Д.Новожилов

Для такой продукции, как наша, лучшая форма реализации – это ярмарки, – признают производители игрушек из войлока Лия Виснапу и Павел Гаврилов, владельцы компании «Веселый войлок». – В Европе такая форма торговли очень популярна. Предприниматели знают расписание ярмарок в разных городах и переезжают со своей продукцией вслед за ярмарками».

В России, по мнению Виснапу и Гаврилова, в регионах под ярмарками подразумевают торговлю очень дешевыми и не очень качественными изделиями. Полноценные же ярмарки в столице периодически проводятся благотворительными фондами, но тоже не носят массового характера.

Государству не интересно

Во всем мире мелкорозничная торговля – наиболее доступная каждому стартовая площадка для начала собственного бизнеса, в том числе и производственного, убеждены в «Опоре России». Крупные сетевые ритейлеры в силу логистических причин не могут принимать продукцию мелких производителей, поэтому для них мелкорозничная торговля во многом единственная возможность сбыть товар.

Комиссия по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле «Опоры России» подготовила специальный доклад, в котором проанализированы все возможные каналы сбыта продукции малых производителей и государственные препоны на пути такого производителя к своему покупателю.

Вся система розничной торговли России сегодня наилучшим образом подходит для сбыта импортных товаров, в то время как для отечественного производителя, особенно малого, каналы сбыта постоянно сужаются, пришли к выводу исследователи. Государство поощряет исключительно строительство крупных ТЦ.

Если в 2007 г. соотношение мегамоллов в Москве в общем объеме новых торговых площадей составляло 40%, то в 2009 – уже 80%. Места несетевому российскому малому бизнесу в таких ТЦ почти нет, либо ставка аренды запредельно высока.

«Есть сетевые магазины, все прочие не нужны»; «Зачем это нужно на нашей территории?»; «Пора избавиться от мелких торгашей и спекулянтов» – типичные высказывания чиновников на местах.

«Перспективы развития у мелкой розницы серьезные. Так как стационарных площадей не хватает, нестационарные являются своего рода выходом, хотя бы временным, из положения; однако рост нестационарных видов торговли сдерживается административными факторами, – говорит Полина Денисова, исполнительный секретарь комиссии по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле «Опоры России». – Государство не заинтересовано в развитии нестационарной торговли и, загоняя торговлю на стационарные площади, создает искусственный дефицит». По словам Денисовой, в 2010 г. количество ярмарок в Москве сократилось вдвое, та же тенденция прослеживается и в регионах.

Частная инициатива

24 апреля в подмосковных Химках на Новокуркинском шоссе состоялась презентация ярмарочного комплекса «Вятское подворье». На территории оригинального деревянного торгового комплекса, спрятанного за грубо отесанным частоколом, собраны продукты производителей из Кировской области: колбасные и мясные изделия, молочная продукция, бакалея, а также расположены рыбный павильон, кафе и магазин народных промыслов. Тут же на территории мини-зоопарк и детская площадка. «Мелкому производителю выбраться в большой город и продать продукцию практически невозможно, – говорит Владлен Максимов, соучредитель «Вятского подворья». – Люди не уверены, смогут ли найти площадку, не окажется ли арендная цена за место слишком высока. В результате производитель вынужден либо продавать продукцию за бесценок оптовику, либо вообще отказываться, к примеру, засевать площади».

Максимов рассказывает, что он и его коллеги – еще трое предпринимателей Валерий Зайцев, Ашот Амирханов и Полина Денисова инвестировали в проект вместе около 15 млн руб. Это коммерческий проект, к финансированию которого администрация Кировской области никакого отношения не имеет. «Просто мы давно знакомы с губернатором Кировской области Никитой Белых, и ему наша идея показалась интересной и перспективной», – рассказывает Максимов.

Предприниматели предполагают, что окупаться проект начнет через два года.

«У нас были и прежде попытки пробиться на столичный рынок, – признается Кирилл Сунцов, заместитель коммерческого директора ГК «Абсолют», – но этот рынок для региональных производителей самый недоступный. Хотя пока объем продаж через «Вятское подворье» и не очень велик, для нас такой канал сбыта очень интересен. Торговля через такой ярмарочный комплекс – хорошая возможность наладить партнерские отношения и с другими магазинами».

Аналогичных комплексов по России Сунцову встречать не доводилось, хотя колбасные изделия и копчености собственного производства они иногда вывозят на ярмарки в соседние области.

«Мы не ставим задачи наживаться на производителях и не берем с них плату за доступ в комплекс. Работаем на отсрочке платежа максимум в 30 дней, – поясняет схему Валерий Зайцев, генеральный директор «Вятского подворья». – Пока проблемы в основном логистические. Два раза в неделю приходит машина из Кирова. Когда комплексов будет больше, себестоимость доставки снизится».

Предприниматели говорят, что конкурировать с сетями и не думают. Но планируют в ближайшее время открыть еще несколько торговых точек в Москве. «Скорее всего, это будут небольшие магазины. Такой комплекс, как в Химках, так и останется уникальным и единственным», – полагает Максимов.

«Ярмарки в России есть, но нам выбираться в другие регионы просто не по деньгам, – говорит Надежда Копосова, руководитель центра народных промыслов «Вятка». – А на столичный рынок и вовсе выбираемся только дважды в год на крупные выставки. Поэтому для нас «Вятское подворье» – это стабильный канал сбыта».

Хотя поначалу, по словам Копосовой, сомнения в проекте у нее были: несколько месяцев ушло на переговоры, но сейчас они реализуют порядка 25% всего объема производства именно через эту ярмарку. И очень довольны, что всю головную боль по логистике взяли на себя организаторы. Производителям остается только два раза в неделю привезти свою продукцию на точку сбора в Кирове.

Столица повернулась лицом

В департаменте торговли и услуг правительства Москвы «Ведомостям» рассказали, что уже летом ситуация с нестационарной торговлей в Москве резко улучшится. Сергей Собянин подписал постановление об изменении порядка организации ярмарок в Москве. Прежде организацией ярмарок выходного дня занимались коммерческие операторы, которые брали с производителей арендную плату за торговое место порядка 1500–2000 руб. в день. «Мелким производителям на таких условиях привозить к нам продукцию было просто невыгодно, – говорит Никита Кузнецов, заместитель руководителя департамента. – Теперь ситуация коренным образом изменится». По словам Кузнецова, в июле во всех районах столицы откроется 125 ярмарок выходного дня, доступ на которые для производителя будет бесплатным. Город за свой счет наймет подрядную организацию, которая будет осуществлять монтаж и демонтаж торгового оборудования, благоустраивать площадки и убирать территорию после окончания торговой сессии.

«Мы в первую очередь заинтересованы в сельхозпроизводителях, – подчеркивает Кузнецов. – И хотим открыть им доступ к московскому рынку». По словам чиновника, уже в мае на сайтах всех префектур и департамента торговли и услуг появится подробная информация и производители смогут подать заявку на участие в ярмарке. Пока адреса и график проведения ярмарок еще не утверждены.

«Мы рассчитываем, что инициатива Собянина действительно сможет изменить ситуацию к лучшему, – говорит Денисова из «Опоры России». – Главное – проинформировать предпринимателей об этой возможности».

Кузнецов уверяет, что ярмарками выходного дня их работа не ограничится и осенью московское правительство всерьез займется организацией специализированных ярмарок по европейскому образцу. «Мы рассчитываем таким образом стимулировать и развитие мелкого производства в регионах. Может быть, кто-то из фермеров, услышав о возможности доступа к столичному рынку, захочет засеять дополнительные площади», – надеется Кузнецов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать