Ярмарки пробиваются в Москву
Быть мелким производителем в России невыгодно: на полки крупных ритейлеров не пробиться, чиновники вечно чинят препятствия. Но появилась надежда, что новые ярмарочные комплексы помогут малым предпринимателям найти своего покупателяДля такой продукции, как наша, лучшая форма реализации – это ярмарки, – признают производители игрушек из войлока Лия Виснапу и Павел Гаврилов, владельцы компании «Веселый войлок». – В Европе такая форма торговли очень популярна. Предприниматели знают расписание ярмарок в разных городах и переезжают со своей продукцией вслед за ярмарками».
В России, по мнению Виснапу и Гаврилова, в регионах под ярмарками подразумевают торговлю очень дешевыми и не очень качественными изделиями. Полноценные же ярмарки в столице периодически проводятся благотворительными фондами, но тоже не носят массового характера.
Государству не интересно
Во всем мире мелкорозничная торговля – наиболее доступная каждому стартовая площадка для начала собственного бизнеса, в том числе и производственного, убеждены в «Опоре России». Крупные сетевые ритейлеры в силу логистических причин не могут принимать продукцию мелких производителей, поэтому для них мелкорозничная торговля во многом единственная возможность сбыть товар.
Комиссия по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле «Опоры России» подготовила специальный доклад, в котором проанализированы все возможные каналы сбыта продукции малых производителей и государственные препоны на пути такого производителя к своему покупателю.
Вся система розничной торговли России сегодня наилучшим образом подходит для сбыта импортных товаров, в то время как для отечественного производителя, особенно малого, каналы сбыта постоянно сужаются, пришли к выводу исследователи. Государство поощряет исключительно строительство крупных ТЦ.
Если в 2007 г. соотношение мегамоллов в Москве в общем объеме новых торговых площадей составляло 40%, то в 2009 – уже 80%. Места несетевому российскому малому бизнесу в таких ТЦ почти нет, либо ставка аренды запредельно высока.
«Есть сетевые магазины, все прочие не нужны»; «Зачем это нужно на нашей территории?»; «Пора избавиться от мелких торгашей и спекулянтов» – типичные высказывания чиновников на местах.
«Перспективы развития у мелкой розницы серьезные. Так как стационарных площадей не хватает, нестационарные являются своего рода выходом, хотя бы временным, из положения; однако рост нестационарных видов торговли сдерживается административными факторами, – говорит Полина Денисова, исполнительный секретарь комиссии по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле «Опоры России». – Государство не заинтересовано в развитии нестационарной торговли и, загоняя торговлю на стационарные площади, создает искусственный дефицит». По словам Денисовой, в 2010 г. количество ярмарок в Москве сократилось вдвое, та же тенденция прослеживается и в регионах.
Частная инициатива
24 апреля в подмосковных Химках на Новокуркинском шоссе состоялась презентация ярмарочного комплекса «Вятское подворье». На территории оригинального деревянного торгового комплекса, спрятанного за грубо отесанным частоколом, собраны продукты производителей из Кировской области: колбасные и мясные изделия, молочная продукция, бакалея, а также расположены рыбный павильон, кафе и магазин народных промыслов. Тут же на территории мини-зоопарк и детская площадка. «Мелкому производителю выбраться в большой город и продать продукцию практически невозможно, – говорит Владлен Максимов, соучредитель «Вятского подворья». – Люди не уверены, смогут ли найти площадку, не окажется ли арендная цена за место слишком высока. В результате производитель вынужден либо продавать продукцию за бесценок оптовику, либо вообще отказываться, к примеру, засевать площади».
Максимов рассказывает, что он и его коллеги – еще трое предпринимателей Валерий Зайцев, Ашот Амирханов и Полина Денисова инвестировали в проект вместе около 15 млн руб. Это коммерческий проект, к финансированию которого администрация Кировской области никакого отношения не имеет. «Просто мы давно знакомы с губернатором Кировской области Никитой Белых, и ему наша идея показалась интересной и перспективной», – рассказывает Максимов.
Предприниматели предполагают, что окупаться проект начнет через два года.
«У нас были и прежде попытки пробиться на столичный рынок, – признается Кирилл Сунцов, заместитель коммерческого директора ГК «Абсолют», – но этот рынок для региональных производителей самый недоступный. Хотя пока объем продаж через «Вятское подворье» и не очень велик, для нас такой канал сбыта очень интересен. Торговля через такой ярмарочный комплекс – хорошая возможность наладить партнерские отношения и с другими магазинами».
Аналогичных комплексов по России Сунцову встречать не доводилось, хотя колбасные изделия и копчености собственного производства они иногда вывозят на ярмарки в соседние области.
«Мы не ставим задачи наживаться на производителях и не берем с них плату за доступ в комплекс. Работаем на отсрочке платежа максимум в 30 дней, – поясняет схему Валерий Зайцев, генеральный директор «Вятского подворья». – Пока проблемы в основном логистические. Два раза в неделю приходит машина из Кирова. Когда комплексов будет больше, себестоимость доставки снизится».
Предприниматели говорят, что конкурировать с сетями и не думают. Но планируют в ближайшее время открыть еще несколько торговых точек в Москве. «Скорее всего, это будут небольшие магазины. Такой комплекс, как в Химках, так и останется уникальным и единственным», – полагает Максимов.
«Ярмарки в России есть, но нам выбираться в другие регионы просто не по деньгам, – говорит Надежда Копосова, руководитель центра народных промыслов «Вятка». – А на столичный рынок и вовсе выбираемся только дважды в год на крупные выставки. Поэтому для нас «Вятское подворье» – это стабильный канал сбыта».
Хотя поначалу, по словам Копосовой, сомнения в проекте у нее были: несколько месяцев ушло на переговоры, но сейчас они реализуют порядка 25% всего объема производства именно через эту ярмарку. И очень довольны, что всю головную боль по логистике взяли на себя организаторы. Производителям остается только два раза в неделю привезти свою продукцию на точку сбора в Кирове.
Столица повернулась лицом
В департаменте торговли и услуг правительства Москвы «Ведомостям» рассказали, что уже летом ситуация с нестационарной торговлей в Москве резко улучшится. Сергей Собянин подписал постановление об изменении порядка организации ярмарок в Москве. Прежде организацией ярмарок выходного дня занимались коммерческие операторы, которые брали с производителей арендную плату за торговое место порядка 1500–2000 руб. в день. «Мелким производителям на таких условиях привозить к нам продукцию было просто невыгодно, – говорит Никита Кузнецов, заместитель руководителя департамента. – Теперь ситуация коренным образом изменится». По словам Кузнецова, в июле во всех районах столицы откроется 125 ярмарок выходного дня, доступ на которые для производителя будет бесплатным. Город за свой счет наймет подрядную организацию, которая будет осуществлять монтаж и демонтаж торгового оборудования, благоустраивать площадки и убирать территорию после окончания торговой сессии.
«Мы в первую очередь заинтересованы в сельхозпроизводителях, – подчеркивает Кузнецов. – И хотим открыть им доступ к московскому рынку». По словам чиновника, уже в мае на сайтах всех префектур и департамента торговли и услуг появится подробная информация и производители смогут подать заявку на участие в ярмарке. Пока адреса и график проведения ярмарок еще не утверждены.
«Мы рассчитываем, что инициатива Собянина действительно сможет изменить ситуацию к лучшему, – говорит Денисова из «Опоры России». – Главное – проинформировать предпринимателей об этой возможности».
Кузнецов уверяет, что ярмарками выходного дня их работа не ограничится и осенью московское правительство всерьез займется организацией специализированных ярмарок по европейскому образцу. «Мы рассчитываем таким образом стимулировать и развитие мелкого производства в регионах. Может быть, кто-то из фермеров, услышав о возможности доступа к столичному рынку, захочет засеять дополнительные площади», – надеется Кузнецов.