Зачем соискателей работы спрашивают о весе слона

Эксперты кадрового рынка сомневаются в эффективности методов психологического давления на кандидата во время собеседования
А.Махонин

Едва ли не каждый третий работодатель использует нестандартные методы ведения интервью: поставить соискателя в неудобное положение или оказать психологическое давление, утверждают специалисты компании HeadHunter, 19-26 апреля опросив рекрутеров, HR-менеджеров и директоров по персоналу 600 российских компаний.

Прибегаете ли вы к нестандартным методам ведения интервью? ( HeadHunter)

Какую цель вы преследуете, применяя нестандартные практики собеседования? (HeadHanter)

Большинство (64%) кадровиков предпочитают использовать на собеседовании исключительно стандартные тактики. 36% рекрутеров отметили, что, случается, испытывают кандидата и с помощью нетрадиционных методов. 27% менеджеров по персоналу пытаются поставить претендента в неудобное положение, каждый десятый оказывает психологическое давление, а 4% – используют детектор лжи или даже запугивают соискателя (респонденты могли выбрать любое число ответов). Как оказалось, в качестве тестовых испытаний кандидату могут задавать "странные вопросы" типа "знаете ли вы вес слона?", предложить поиграть в ролевые игры, попытаться "отговорить от работы" и проч. (см. диаграмму №1).

Как пояснили респонденты HeadHunter, нестандартные методы используются, как правило, чтобы выявить наличие важных для данной вакансии характеристик: стрессоустойчивости, целеустремленности, активности, гибкости, настойчивости и других (см. диаграмму №2). Каждый пятый работодатель, использующий оригинальные формы собеседования, тем самым "пытается понять скрытые мотивы и желания кандидата". Определить психологический тип и сущность человека неудобными вопросами и психологическим давлением стараются 14% работодателей. Причем ни один из опрошенных не отметил, что его методы неэффективны, респонденты говорили, что «неправильные» методы чаще всего практикуются на топ-менеджерах, руководителях подразделений, менеджерах по продажам, торговых представителях и иногда секретарях.

У гендиректора кадрового агентства Exclusive Personnel Александра Казакова подобные методы вызывают недоумение, он сомневается в профессиональной состоятельности подобных HR-специалистов: "Чтобы оценить кандидата при помощи различного рода игр нужен не один день, а дурацкие вопросы не способны раскрыть кандидата - скорее наоборот". Цель собеседования, на взгляд Казакова, понять человека и оценить его профессиональные качества - для этого кадровику необходимо наладить доверительные отношения с собеседником. Стресс-тесты, по его мнению, подорвут доверие к собеседнику - кандидат замкнется, уйдет в себя.

Артур Шамилов, партнер хедхантингового агентства Top Сontact, признает, что зачастую он и его коллеги действительно отклоняются от "стандартных вопросов": "В большинстве случаев, собираясь на собеседование, кандидат продумывает свои ответы до мелочей. Раскрыться неожиданным образом он способен, рассказывая, скажем, о любимых книгах и кино или давая оценку своим коллегам". Стресс-тесты Шамилов считает абсурдом, особенно если речь идет о высокопоставленных руководителях: "Если вопрос не понравится, они могут просто встать и уйти".