Менеджмент
Бесплатный
Виктория Филиппова

Как не стать жертвой психологического террора

Пожалуй, в каждой школе встречался свой изгой. Человек, которого самозабвенно подвергала издевкам парочка заводил, а остальные просто обходили стороной, будто боялись заразиться, перенять вирус «изгнанности». Думаю, многие из тех, кого такая участь миновала, испытывали подсознательный страх проснуться в одно прекрасное утро «белой вороной». Никогда же не знаешь, что может настроить против тебя коллектив.

Чем старше становишься, тем лучше осознаешь серьезность такого страха. Где сейчас те, над кем издевались соседи по парте? Смогли достичь чего-то или так и не подняли головы, замерли в своем страхе быть освистанными?

Тем, кому кажется, что такого рода проблемы остались далеко позади, в жестокой школьной среде, стоит познакомиться с понятием «моббинг».

Показательно, что в животном мире моббингом называет факт нападения стаи травоядных на хищника. Природа моббинга среди людей может быть схожей – люди, как правило, не обращают внимания на безобидных, выживать предпочитают потенциально опасных конкурентов. Даже если последний не догадывается о силе, которую чувствуют его коллеги и уж тем более не собирается её против них применять. В то же время моббинг может быть направлен и на слабые звенья, подгребать под себя аутсайдеров, неубедительно играющих свою социальную роль. В любом случае социальная изоляция, постоянная критика действий и слов, распространение слухов о его персоне – вот далеко на полный перечень того, что ждет работника, подвергшегося действию моббинга на своем рабочем месте.

Вот показательный пример. Компания более полугода ищет человека на должность финансового директора, а в это время его обязанности исполняет дама, обладающая харизмой неформального лидера. Когда новый CFO наконец нанят, дама - «серый кардинал» понимает, что может утратить свои позиции в компании, чего категорически не желает, и с помощью сформированной теневой системы управления, не без изящества саботирует нового сотрудника. Для этого ей нужно было давать свои задания подчиненным наравне с заданиями нового финансового директора. Разумеется, ее поручения были в приоритете – все служащие компании знали о влиянии дамы на начальство. В итоге опытный, профессиональный CFO был выжит из компании всего в течение месяца.

В конечном счете трагедия моббинга даже не в том, что для этого явления пришлось придумать специальное слово – склоки, ссоры, агрессия вполне логичное последствие ежедневного общения коллектива любого размера. Проблема кроется прежде всего в неправильных действиях руководства, взращивающих в офисе «благоприятную» среду. Неясно сформулированные цели и задачи, общее внутреннее напряжение, неправильно распределенные обязанности и нагрузки – весьма характерные особенности для многих компаний, и все это может привести к возникновению потребности в разрядке. Которую, в свою очередь, вполне удачно обеспечивает психологический террор.

Обсуждая проблему моббинга, даже при желании невозможно изобрести велосипед – все рекомендации к поведению «жертвы» понятны и очевидны на уровне инстинктов. И все же стоит упомянуть несколько правил, первое из которых гласит: не стоит заниматься «самоедством». Как было сказано выше, моббинг как явление не возникает на пустом месте – обычно он вырастает на уже подготовленной почве в коллективе с закоренелыми проблемами. Правда, если, например, вы сменили уже третье место работы и с каждого были выжиты завистливыми и злыми коллегами – тут, конечно, стоит заняться самоанализом и, быть может, даже прибегнуть к помощи специалиста.

К сожалению, против моббинга, как и против лома, крайне трудно найти прием, хотя, конечно, случаются и исключения. Так, например, я слышала о примере, когда «жертва» побеждала моббинг самоуверенностью на границе с наглостью. Это был тот случай, когда вполне уверенный в своих силах человек, оказавшись под гнетом коллег, не только не потерял веру в себя, но, наоборот, занял позицию «непризнанного гения» и своей спесью вполне успешно сбил спесь с окружающих.

Также одним из вариантов может стать своеобразная мимикрия – известно, что для того, чтобы понравиться человеку, нужно найти с ним точки соприкосновения. Обсуждая с чадолюбивым коллегой методы воспитания детей, а со страстным гонщиком особенности роторного двигателя, можно показать им, что вы одной крови, и тем самым превратить жестоких мобберов в милейших людей.

Но все же не надо забывать о втором правиле, которое можно сформулировать как «иногда лучше не ввязываться». Конечно, есть ситуации, когда с помощью различных рычагов можно перетянуть одеяло на себя, изменить мнение всей группы, доказать свою правоту. Но на деле очень малое количество позиций стоит такой эмоциональной нагрузки. Кроме того, корпоративную культуру в одиночку не перестроишь – если в компании такое положение дел в порядке вещей, всегда проще перестать на нее рассчитывать и потратить силы на поиск более перспективной работы, чем пытаться прижиться.

Существует и третье правило, одновременно самое простое и самое сложное. И касающееся даже тех, кто про моббинг узнал впервые из этого текста. Оно звучит так - держите ситуацию под контролем. Для этого стремитесь к профессионализму – это за тем, чтобы никому, и в первую очередь вам самому, нельзя было упрекнуть вас в нерадивом выполнении обязанностей.

Кроме того, подмечайте те мелочи в поведении коллег, которые могут выдавать в них потенциальных мобберов. Пришел новый сотрудник, и коллега тут же принялась без стеснения обсуждать его внешний вид? Один из работников совершил ошибку и тут же стал объектом насмешек? Вполне обыденная ситуация для тех, кому повезло видеть ее со стороны, однако беспечное отношение исчезнет, окажись вы на месте «жертвы».

Наблюдайте, анализируйте, думайте – ведь никогда не знаешь, что может стать той красной тряпкой, которая разъярит бешеного быка.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать