Две трети российских компаний закрывают доступ сотрудникам в соцсети

За три года компании стали чаще запрещать общение сотрудников на сайтах «Одноклассники.ру», «В контакте», Facebook и др.
М.Новиков

"Существует ли в вашей компании запрет на посещение сотрудниками сайтов социальных сетей: «Одноклассники.ру», «ВКонтакте» и т. п.?» (Superjob.ru)

"Существует ли в вашей компании запрет на посещение сотрудниками сайтов социальных сетей: «Одноклассники.ру», «ВКонтакте» и т. п.?» (Superjob.ru)

С ростом популярности социальных сетей растет число компаний, вводящих запрет на пользование такими сайтами, как «Одноклассники.ру», «В контакте», Facebook. С июня 2008 г. число компаний, блокирующих доступ сотрудников в соцсети, возросло с 54 до 63%, уверяют специалисты Исследовательского центра портала Superjob.ru, в очередной раз 2-8 июня 2011 г. опросив представителей кадровых служб 1000 российских компаний. Судя по результатам, чаще остальных вход в социальные сети сегодня блокирует руководство крупных компаний, где работают более 5000 человек (85%).

Не закрывают доступ сотрудников к социальным сервисам менее трети (31%) организаций. Некоторые компании таким образом проверяют персонал, чтобы затем принять меры к сотрудникам, увлекающимся общением в интернете. В своих комментариях к анкетам респонденты писали: «Посещение работником социальных сетей в рабочее время – это сигнал для нас. Значит, нужно срочно поставить перед ним новые задачи»; «Запрета нет, но факт посещения таких сайтов может негативно сказаться на премировании». В ряде организаций подобные сайты не закрывают по иным соображениям: «Работы много, сотрудники должны все успеть, за них работу никто не сделает. Но если выпала минутка – пусть расслабятся, пообщаются в интернете»; «Главное – это результат работы сотрудника. В свободное время доступ не ограничен».

Президент «Евросети» Александр Малис сообщил "Ведомостям", что в его компании доступ в соцсети заблокирован: "Они сильно сжирают время, - считает он. - А ведь главное, на что должен тратить свое время продавец - на покупателя". Малис замечает, что в его компании есть профессии, где коммуникация с партнерами, поставщиками, подрядчиками через социальные сети разрешена - это оперативно и удобно. Есть и специально обученные люди, которые в принципе должны сидеть в социальных сетях, чтобы отслеживать поведение и настроение потребителя, работать с отзывами, отслеживать новости. Есть департаменты, которые через соцсети общаются с профессиональными сообществами. Таким людям доступ к социальным сетям открыт. "Безусловно, при наличии мобильного выход в социальные сети - это личное дело и личная ответственность каждого сотрудника. главное, чтобы это не мешало его основной работе", - добавляет президент «Евросети».

Владимир Химаныч, директор департамента по работе с персоналом «Microsoft Россия», напоминает, что в его компании проводится политика абсолютной открытости, поэтому никаких ограничений для персонала в сети нет. К тому же интернет для Microsoft - рабочая среда, где, по мнению Химаныча, сотрудники Microsoft должны отлично ориентироваться: "Соцсети лишь помогают в работе", - резюмирует он.

Ситибанк не предоставляет своим сотрудникам доступ к соцсетям и почтовым сайтам, утверждает Яков Магдаласов, руководитель департамента по подбору персонала Ситибанка. По его словам, подобная политика продиктована соображениями безопасности.

"Есть две истинные причины для запрета на социальные сети в рабочее время, – считает Вероника Луцкина, партнер "Экопси консалтинга". – Первая - чтобы не бездельничали - показывает, что в компании недостаточно эффективно выстроены организация работы и мотивация сотрудников. Если у людей есть свободное время, то они всегда найдут, на что его потратить. Кроме того, сегодня легко обойти корпоративный запрет, выйдя в социальную сеть через мобильный телефон. Вторая причина может быть связана с корпоративной политикой в области IT-безопасности".

"Сегодня многие компании, в том числе крупный международный бизнес, все более интересуются социальными медиа и стараются их возглавить, а не игнорировать", - убеждена Луцкина. Некоторые, по ее наблюдениям, направляют коммуникацию сотрудников в социальных сетях на укрепление бренда компании как работодателя - особенно в молодежной среде, где этот канал является основным для получения информации.