Желающим работать в другом городе государство выплатит до 120 000 руб.

Правительство внесло в Госдуму законопроект, который, по мнению чиновников, поможет управлять занятостью в государственных масштабах
Smartmoney

В четверг, 30 июня, правительство РФ внесло в Госдуму поправки в законы «О занятости населения в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», которые устанавливают единый механизм поддержки россиян, решивших отправиться на работу или для переобучения в другую местность. Законопроект предусматривает госпомощь переезжающим безработным в сумме от 40 000 до 120 000 руб. (в зависимости от региона), а для членов их семей - от 15 000 до 40 000 руб. соответственно.

Как пояснил «Ведомостям» представитель Минздравсоцразвития, поправки объединяют и дополняют положения сразу трех прежних законов: постановления правительства от 25 мая 1994 г. № 533 «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность» (далее – постановление № 533), от 2 июля 2007 г. № 422 «О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения» и недавние положения дополнительных (антикризисных) мер по снижению социального напряжения в регионах.

По данному законопроекту предполагается госпомощь при направлении их на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность, включающая оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно; суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно; оплату найма жилого помещения на время обучения; безработным гражданам, переехавшим в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, включающая оплату стоимости проезда к месту работы и обратно (за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя); суточные расходы за время следования к месту работы и обратно; оплату найма жилого помещения (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение); безработным гражданам и членам их семей, переселившимся в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, включающая оплату стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства, суточные расходы за время следования к новому месту жительства, единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения.

Ранее Владимир Путин давал понять, что подобные меры помогут прогнозировать и эффективно управлять российском рынком труда, для чего уже в этом году планируется создать многостороннюю правительственную комиссию. Независимые эксперты рынка труда ранее также называли главной проблемой российского рынка труда структурную безработицу: когда в одной местности не хватает работников, которые являются безработными в другой. По мнению завлабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, россияне более инертны, чем иностранцы: они не часто решаются ради работы сменить прописку и оставить семью. По мнению экспертов Минздравсоцразвития, объективными причинами для развития внутренней миграции остаются отсутствие средств, позволяющих гражданину принять дополнительные расходы по переезду и устройству на новом месте жительства, низкий уровень финансовой поддержки безработных граждан и членов их семей, которые переселяются для работы в другую местность, и различие в уровне жизни в регионах и степень заинтересованности регионов в представителях различных профессий, о чем не преминули заметить в середине июня во время обсуждения законопроекта на коллегии министерства.

По данным Минздравсоцразвития, только за три года кризиса численность переезжающих с целью обучения и трудоустройства в другой местности выросла в 2,5 раза. В 2008 г. при финансовой поддержке государства в другую местность на работу или обучение переехало 1584 человека, в 2009 г. – 3236 человек, в 2010 г. – 3964 человека. Данные Росстата еще более оптимистичны: на ноябрь 2008 г. численность занятых, работающих не в тех регионах России, в которых постоянно проживают, составила 1,7 млн человек, что в 1,7 раза больше, чем по состоянию на начало 2008 г. В 2009 г. объемы внутренней миграции снизились и составили 1,4 млн человек в среднем за год, а в 2010 г. - выросли до 1,8 млн человек. Чаще всего во время кризиса безработные покидали в поисках работы Московскую, Ленинградскую, Тульскую, Владимирскую, Ивановскую, Тамбовскую, Тверскую, Брянскую области, а также Чувашию, Башкирию, Марий Эл и Адыгею. Находили же работу чаще всего в Москве и Санкт-Петербурге, Тюмени, Краснодарском крае, в Якутии и Татарстане.