За год Россия поднялась с 64-го на 56-е место по инновациям в мире

Небогатые страны могут расти за счет нетехнологических инноваций: маркетинговых, производственных, организационных. Именно в этих областях отставание России заметнее всего, показывает глобальный индекс инновационности (GII), составленный бизнес-школой INSEAD
AP

Бразильская компания Alpargatas совершила маленькую революцию в маркетинге: ей удалось перепозиционировать локальный бренд шлепанцев Havaians в премиальный ценовой сегмент. Сейчас это глобальный бренд, под которым выпускается более 6000 моделей обуви. Оказывается, подобная деятельность компаний имеет прямое отношение к инновациям.

Глобальный индекс инновационности в INSEAD составляется с 2007 г. с простой целью – выработать методики, подходящие для описания роли инноваций в современном обществе, не сводящиеся к измерению традиционных показателей, таких как количество кандидатов наук, научных статей, техноцентров, выданных патентов или объем затрат на НИОКР.

Инновации происходят не только на уровне компаний, пишут исследователи, новые идеи и методы работы возникают во всех сферах человеческой жизни, в том числе тех, где роль высоких технологий относительно невелика. Чтобы учесть низкотехнологические и нетехнологические области, специалисты INSEAD построили свой индекс на 12 группах параметров (pillars), распределенных по двум подгруппам: исходные условия (inputs) и результаты (outputs). В 2011 г. были выстроены по ранжиру 125 стран, производящих 98% мирового ВВП, в которых живет 93,2% населения земного шара.

Исследователи стремились охватить максимально широкий спектр стран, в индекс попали и такие, по которым нет сопоставимых экономических индикаторов, говорит проректор Высшей школы экономики Леонид Гохберг. В результате по многим вопросам статистические данные (доступные не для всех стран) были заменены гораздо менее надежными результатами экспертных опросов, например Всемирного экономического форума. К относительным положениям стран в индексе у специалистов осталось много вопросов, отметил Гохберг.

В первой десятке самых инновационных шесть стран представляют Европу (Швейцария, Швеция, Финляндия, Дания, Нидерланды, Великобритания), две – Азию (Гонконг и Сингапур) и две – Северную Америку (США и Канада).

Россия на 56-м месте. А годом ранее была 64-й. Впрочем, методика подсчета баллов и мест за год изменилась и поэтому результаты 2010 и 2011 гг. не вполне сопоставимы, отметила Даниела Бенавенте, один из авторов отчета. Выше России в рейтинге 2011 г. оказались Китай (29), Бразилия (47), Словения (30), Эстония (23), Литва (40) и Молдавия (39).

В индексе инновационной эффективности (учитывается отношение результатов стран к их исходным условиям) Молдавия входит в первую десятку. А Россия – на 52-м месте.

Относительно сильные стороны России связаны с качеством человеческого капитала (38-е место в мире), качеством научных результатов (34), развитостью бизнеса (37). Слабые стороны – институты (97-е место в мире), степень развития рынка (76), инфраструктура (73), результаты творческой деятельности (75), рассказала Бенавенте.

Основные проблемы России были известны и без индекса GII, говорит Гохберг. Они связаны с низкой предпринимательской активностью россиян и плохими условиями ведения бизнеса.

По оценке INSEAD, основные успехи латиноамериканских стран связаны с нетехнологическими видами инноваций – например, с радикальным пересмотром производственных процессов, маркетинговых и бизнес-моделей компаний, предоставляющих традиционные товары и услуги.

Бразильской Embraer удалось пересмотреть принципы производственных процессов в авиастроении. У компании не хватало средств, чтобы заниматься производством самостоятельно, и она предложила разделить риски и доходы с поставщиками. Сейчас цепочка поставщиков Embraer охватывает несколько развивающихся и развитых стран, а модель, использованная бразильцами, была адаптирована большинством игроков авиаотрасли.

Мексиканская Cinepolis в 1993 г. догадалась трансформировать традиционный кинотеатр в крупномасштабный развлекательный центр. Эта идея превратила компанию в одного из крупнейших операторов мультиплексов в мире.

Отставание России заметнее всего в области нетехнологических и низкотехнологических инноваций, утверждает Гохберг. Чтобы улучшить ситуацию, утверждает он, необходимо пересмотреть приоритеты государственной политики в сторону создания благоприятных условий для инноваций такого рода. Помочь могут налоговые льготы и развитие кадрового потенциала в таких областях, как инженерное дело, менеджмент, дизайн.