Менеджмент
Бесплатный
Павел Безручко
Статья опубликована в № 2912 от 09.08.2011 под заголовком: Советы консультанта: Кого чему учить

Советы консультанта: Кого чему учить

Прежде чем начать кого-нибудь чему-нибудь учить, нужно ответить на два простых вопроса. Кого учить? Что этот человек знает и умеет? Развитие любого навыка у взрослых происходит в несколько этапов, и на каждом необходимо решить свою, отличную от других задачу. Иными словами, опытным людям нужны принципиально иные методы обучения, чем новичкам.

Любого человека можно отнести к тому или иному типу учащегося. Рассмотрим это на примере обучения, скажем, навыкам бизнес-презентаций.

Тип 1. «Новичок». К первому типу относятся люди, никогда не выступавшие перед аудиторией или выступавшие крайне мало. Для перехода на следующий этап новичку следует несколько раз понаблюдать за опытными выступающими – как очно, так и через YouTube. Анализ выдающихся выступлений поможет отметить главное и второстепенное в действиях спикера. Просмотр учебного видеофильма по теме презентации поможет закрепить полученные знания. Полезно прочитать хорошую (лучше короткую) книгу или статью о навыках публичных выступлений, ознакомиться с требованиями к докладам и презентациям, существующими в компании. После завершения ознакомительного этапа стоит написать конспект-резюме на одну-две страницы.

Основная ошибка, которую совершают специалисты в области корпоративного обучения на этом этапе, – они преждевременно отправляют новичков на очные тренинги и семинары, каковые для новичка оказываются слишком продвинутыми. Наступает информационный перегруз. Навыки не усваиваются. Возникает потребительское отношение сотрудников к обучению, предлагаемому компанией. Ведь то, во что ты сам не вложил усилий, не ценится.

Тип 2. «Начинающий». Для начинающих тренинг и его разновидности подходят больше всего. Практика, обратная связь и снова практика в безопасной, толерантной к ошибкам среде позволяют сравнительно быстро сформировать нужные навыки. Базовые знания, полученные на раннем этапе, помогают существенно сократить длительность тренинга, повысить долю практики, минимально ограничить теорию.

Тип 3. «Практикующий». Многие проблемы «практикующих» возникают от иллюзии, что после тренинга их поведение в реальной работе само собой изменится, станет более успешным. Но в процессе тренинга навык редко удается отработать до полного автоматизма. К тому же ситуации в реальной работе часто отличаются от учебных примеров и деловых игр, вызывая «трудности переноса».

На этом этапе поможет метод обучения, который называют «развитием на рабочем месте». Хорошо, если практикующему помогает опытный и доброжелательный наставник. Очень полезно браться за решение задач и выполнение проектов, требующих применения навыка. Например, в случае бизнес-презентаций это может быть защита проекта перед группой коллег.

А вот тренинг для учащихся этого типа малоэффективен. Не тратьте время и деньги на очередные, все более продвинутые тренинги. Создайте условия и стимулы для закрепления полученного навыка в реальной работе.

Тип 4. «Опытный». Необходимость выступать, вопросы и возражения аудитории не вызывают тревоги у представителей этого типа. Они горят желанием стать мастером, освоить сложные техники, быть эффективными в ситуациях с высокой степенью риска и ответственности. Например, научиться в ходе выступлений продавать сложные, небесспорные идеи трудной аудитории.

Для решения такой задачи уже недостаточно самостоятельной практики. Не поможет и более продвинутый тренинг – он окажется недостаточно продвинутым, так как не будет учитывать индивидуальные потребности учащихся. Действительно может помочь объединение с людьми, имеющими сходные задачи развития и высокий уровень освоения навыка, – формирование так называемого обучающегося сообщества.

Обычно на встречах такого сообщества происходит обмен опытом. Учащиеся обсуждают ошибки и успехи, хитрые приемы друг друга, разыгрывают сложные ситуации, экспериментируют. Например, в работе обучающегося сообщества по бизнес-презентациям могут участвовать реальные топ-менеджеры, которым участники в течение пяти минут выступления пытаются продать конкретные идеи и проекты. Топ-менеджерам дается инструкция: не жалеть учащихся, критиковать, создавать им сложности. Успех в подобной ситуации требует большого мастерства и формирует это мастерство. Полезны также ситуации (дружеского) соревнования с коллегами – например, когда участники борются своими презентациями за ограниченный бюджет.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать