Почему Cisco решила бороться за грамотность российских ИТ-специалистов

Альтруистичные американцы помогают России бороться с дефицитом ИТ-специалистов – готовы безвозмездно обучать наших школьников, студентов и безработных. Впрочем, российским работодателям это пока все равно: штатные айтишники есть не у всех, и даже те, у кого они есть, нечасто обращают внимание на наличие у соискателей профильного образования
Fotolia/ PhotoXPress

Антон Фокин, три с половиной года проработавший системным инженером в одной небольшой компании в Москве, в феврале оказался безработным. Встал на учет на биржу труда и, по его собственному признанию, за все это время не предпринимал активных попыток найти новую работу. «Биржа предоставила возможность учиться, к тому же я сейчас выполняю частные заказы», – объясняет свою позицию Фокин. В компанию, которая занималась продажей копировального оборудования, он пришел по рекомендации приятеля, а вообще имеет два образования, далеких от ИТ-cферы: сначала закончил медицинское училище по специальности «техник-лаборант», а потом Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова по специальности «психология». Интернет-технологии были для него увлечением. По его словам, работодатели не обращали внимания на отсутствие специализированного образования: главное, чтобы оно было высшим. Но Фокин решил исправить этот недочет и прошел двухмесячные курсы американской компании Cisco (разрабатывает и продает сетевое оборудование), а потом сдал экзамены и получил сертификат. «Теперь я смогу предлагать квалифицированную помощь будущим работодателям», – говорит Фокин.

Учить неученых

Первый образовательный центр «Сетевая академия Cisco», где безработные смогут бесплатно получить знания об основах ИТ-технологий, открылся 11 февраля на базе Колледжа предпринимательства № 11. В первую очередь в центре будут обучаться те, кого направляет на профессиональную переподготовку служба занятости при департаменте труда и занятости населения Москвы, а также инвалиды, студенты, отставные военные и люди, наиболее пострадавшие от экономического кризиса. Cisco предоставила колледжу оборудование для учебной лаборатории и обучила инструкторов, которые преподают по программе сетевых академий компании. Первый набор прошел в апреле. За это время уже выпустилось три группы, в каждой из которых обучалось по 12 человек, рассказала Ирина Василькова, завкафедрой информационных технологий колледжа. По ее словам, чтобы попасть на курсы, все же нужно выдержать небольшой отбор: пройти групповое собеседование, на котором выясняется, имеет ли человек профильное образование или опыт работы (не меньше двух лет), соответствующий направлению обучения.

На оборудование одной лаборатории, рассчитанной на 12 слушателей, нужно не меньше $25 000, рассказывает Александр Турилин, координатор образовательных программ «Cisco Россия». По его словам, до 2014 г. компания планирует открыть до 30 «лабораторий для безработных». «Все зависит от желания других регионов, – говорит Турилин. – Чтобы такая программа появилась в учебном заведении, администрация области должна включить ее в список того, что она предлагает для обучения безработных, и провести конкурс среди колледжей и вузов».

Вузы не справятся

Рынок ИТ-специалистов неоднороден, говорит Татьяна Климентьева, HR-директор НПФ «Благосостояние», например, дефицита специалистов техподдержки нет, но у многих из них незаконченное высшее образование. «На квалификацию это не влияет, так как люди приходят с хорошим опытом работы», – говорит Климентьева. Что до сисадминов и программистов, то здесь ситуация сложнее: сертифицированные по продуктам конкретной компании специалисты очень дороги. «Например, в кризис многие работодатели сократили свои бюджеты на внедрение дорогих систем и перешили на 1С, в итоге зарплаты специалистов, имеющих сертификаты этой компании, начали расти», – рассказала она.

Если принимать во внимание два сценария развития экономики – инерционный и модернизационный, – то в период с 2010 по 2015 г. общая потребность в новых работниках ИТ-сферы будет составлять от 81 000–95 000 до 167 000–356 000 человек, говорится в исследовании аналитического центра Real-IT. При инерционном сценарии количество требующихся ИТ-специалистов примерно будет соответствовать численности выпускников, а при модернизационном их потребуется в два-три раза больше.