Обнародован список главных посредников между бизнесом и государством

Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти представил рейтинг российских специалистов по GR, вызвав раздражение победителей

Обнародован список главных посредников между бизнесом и государством

Тринадцатого сентября Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти представил вниманию СМИ удивительный рейтинг. 48 страниц в нем занимают имена и фамилии «эффективных специалистов по связям с органами государственной власти». Иначе говоря — ведущих GR-менеджеров, чьи связи и романтическое прошлое помогают крупным компаниям удерживаться на рынке.

Глава центра Павел Толстых, с которым я встретился за час до презентации, рассказал, как составлялся рейтинг. Для исследования были взяты следующие отрасли: нефть и газ, металлургия, автомобилестроение, табачная и пивная промышленность, телекоммуникации, фармацевтика и электроэнергетика. GR-специалистам в этих областях высылались однотипные анкеты с вопросами вроде: «С какими органами государственной власти вам приходится контактировать чаще всего?», «Каков уровень компенсаций деятельности GR в вашей отрасли?» и т.п. Кроме того, кандидатам было предложено оценить своих коллег по десятибалльной шкале.

В результате этого титанического труда любой желающий теперь может зайти на сайт www.lobbying.ru и узнать, что в металлургической отрасли наиболее эффективно общается с властью Вячеслав Полтавцев из «Норильского никеля». В нефтегазовой — Виктор Илюшин из «Газпрома». В области телекоммуникаций — Руслан Ибрагимов из «Мобильных ТелеСистем», в автомобилестроении — Зоя Каика из Sollers и др. Рейтинг раскрыл еще много тайных имен, и некоторых участников опроса это сильно раздражило.

— Особенно были недовольны те, кто занял первые места, — признался Павел Толстых. — Угрозы были, звонки: «На кой вы нас светите?» — и так далее.

— А действительно, на кой?

— У россиян скверное отношение к лоббизму. Эту профессию принято демонизировать, хотя в США она уже процветает лет пятьдесят, да и у нас за последние годы в ней наметились значительные улучшения. Мы хотели привлечь внимание людей к проблеме взаимоотношений бизнеса и власти. Представить профессию, очистить ее от негативных коннотаций.

«В целом картина такая, — рассказывал Павел. — Еще лет семь назад GR-менеджером был “дядя Вася — бывший силовик, который решит вопрос”. Но сейчас все крупные российские компании стараются легализоваться, проводят IPO, с раскрытыми объятиями принимают аудиторов и т.д. Возникает необходимость и в легальном GR-департаменте. Идут туда не только сотрудники силовых структур, но и сравнительно молодые менеджеры, как правило, из PR-компаний и государственных ведомств».

Официально профессии «GR-специалист» в России не существует. Однако рынок услуг растет, поэтому Толстых уверен, что скоро такой пункт появится в Общероссийском классификаторе специальностей.

Сейчас в России порядка 2000 GR-менеджеров — это те, кто работает в компаниях, за белую зарплату. Всех можно разделить на три категории. Первая, низшая — сотрудники, которые имеют связи в органах власти и занимаются сбором информации. «Они узнают, что в башке у чиновника зреет новый законопроект. Узнают об этом за три месяца до любого СМИ», — пояснил Павел. Их задача — передать агентурную сводку руководителям своей компании. Если новый закон невыгоден, в дело вступают GR-менеджеры средней категории. Они не только разрабатывают ответную позицию компании, но и идут объясняться с чиновниками. Идут не с деньгами, подчеркнул Павел, а со стройной системой аргументов и цифр.

«Задача любого GR-менеджера — выдать корпоративные интересы за государственные, — продолжает Павел. — Грамотный специалист играет на противоречиях, из которых соткано наше правительство. Например, он приходит к чиновнику на прием. И говорит: «Наша компания планирует инвестировать миллиард долларов в российскую экономику. Но ваш готовящийся законопроект несет такой урон экономике, что мы, пожалуй, отложим наше решение». И доказывает это, опираясь на закон.

Третий и наивысший уровень GR, объяснял Павел, это когда человек может позвонить замминистра и сказать: «Что у вас там за закон? Вы совсем обалдели, что ли?»

— Такие есть в вашем рейтинге?

— Конечно — руководители, президенты GR-департаментов.

Рассказал Толстых и о зарплатах. Менеджеры по власти получают от 2 до 20 тысяч долларов, не считая бонусов, которые напрямую зависят от успеха конкретного проекта. В крупнейших российских компаниях главы GR-отделов могут получать от 500 тысяч до 1 миллиона долларов в год. Эти люди родом из Кремля, они напрямую общаются с министрами, знакомы с вице-премьером, даже с председателем правительства.

— Вот Александр Шохин, Павел Бородин, я думаю, шли примерно на такие деньги, — уточнил Толстых.

— А как вам кажется, Павел, — спросил я, — GR-менеджеры действуют во благо государства или наоборот?

Толстых подумал несколько секунд.

— Они работают во благо корпораций, в которых трудятся. Но любой крупной компании выгодно работать в государстве, которое процветает.

Так принято отвечать в сфере GR. Павел и сам оказывает услуги по лоббированию сразу в восьми отраслях, и вопросами его не сбить. Стоит ли говорить, что презентация рейтинга прошла быстро и удовлетворила всех присутствующих. В заключение Толстых объявил, что 17 ноября в отеле The Ritz-Carlton состоится III Международная конференция GR-специалистов. Ее участники не только готовы показаться на публике, но и честно ответить на вопросы, дать профессиональный совет. Вход, между прочим, свободный.