Как наемные работницы открывают свое дело

Женщины обычно не склонны к риску: во всем мире они реже, чем мужчины, основывают собственные компании, создают рабочие места и становятся владельцами бизнесов с миллионными оборотами. Но даже в России находятся смелые женщины, готовые бросить скучную работу и возглавить стартап
Fotolia/ PhotoXPress

Наталья Попова два года проработала экономистом в Международном промышленном банке в отделе разработки тарифов и услуг для физических лиц. «Приходилось общаться исключительно с компьютером», – вспоминает она. Экстраверту по натуре, Поповой было трудно усидеть в офисе положенные восемь часов без общения с людьми и впечатлений. Уже тогда она увлекалась фотографией – посещала мастер-классы известных фотографов, изучала программы для обработки фотографий.

Родить ребенка и бизнес. Мария Косенкова

основатель StartupWomen. Во-первых, чтобы облегчить себе переход от наемной работы к стартапу, необходимо заручиться поддержкой партнера или инвестора, который готов гарантировать пусть и минимальный, но постоянный доход. Во-вторых, хотя бы первые несколько месяцев можно вести работу параллельно, не увольняясь: важно иметь наработки, не начинать с нуля. За это время можно собрать информацию, найти клиентов, поставщиков, завязать нужные связи. И, наконец, в главных, лучшее время для начала проекта – декретный отпуск: оставаясь в штате компании, можно попробовать себя в бизнесе.

Миллионерш мало

35 на 65% – таково соотношение женщин и мужчин среди предпринимателей в России и США. Как показало свежее сентябрьское исследование Ewing Kauffman Foundation, 36% американских предпринимательниц создают рабочие места, остальные же работают в одиночку. У мужчин этот показатель выше – 44%. Если речь заходит о создании бизнеса с оборотом более $100 000, женщины отстают от мужчин еще сильнее – только каждая пятая предпринимательница добивается таких результатов, тогда как то же самое удается каждому третьему мужчине. И только 1,8% предпринимательниц в США становятся владелицами компании с оборотом в $1 млн (среди мужчин таких 6,3%).

Делать красивое

«Я самоучка и до всего дошла сама», – признается Попова. Фотографировала друзей и знакомых, оттачивая мастерство по вечерам и выходным, продолжая работать в банке. С каждым разом получалось все лучше, что вселяло уверенность. Три года назад Попова уволилась из банка. Решиться уйти от привычной рутины, ежемесячных окладов помогло сильное желание заниматься любимым делом, говорит она: «Хотелось делать что-то красивое и сразу же видеть результаты своего труда, а в банке это невозможно. И еще хотелось доказать себе, что сумею заработать тем делом, которое нравится».

Первые полгода Наталья продолжала работать в том же режиме: снимала знакомых и незнакомых даром. Особенно ей удавались свадебные и фэшн-съемки. Набралась база лояльных клиентов, которые стали рекомендовать ее услуги другим. «Когда мне впервые заплатили 10 000 руб. за свадьбу, я даже растерялась», – вспоминает Попова. Теперь гонорар за одну съемку зачастую превышает месячную зарплату, которую она получала в банке. Когда занимаешься тем, что по-настоящему нравится, начинаешь притягивать новые предложения и проекты, которые помогают профессионально расти, говорит она. «Недавно я снимала Михаила Прохорова в «Крокус сити холле», где была куча фотографов и надо было суметь сделать хорошие фото в конкурентной среде», – приводит пример Попова. Теперь она сотрудничает с рекламными агентствами Premiera-event, Rinascimento, Korporativ, телевидением, в частности телеканалами НТВ и РЕН ТВ, пишет статьи о фотографии, наняла себе ассистента.

Язык в тонусе

Марина Кокуш, сотрудница маркетингового агентства, поначалу не собиралась затевать собственное дело – просто пыталась найти для себя курсы иностранных языков. «Чтобы это были занятия с преподавателями – носителями языков и проходили в неформальной атмосфере», – рассказывает Марина. В Москве что-то подобное найти было непросто. С детства Кокуш знает французский, английский и испанский, много путешествует, но этого мало, чтобы не забыть язык. Она поначалу искала преподавателей для себя, а потом загорелась идеей создать площадку для тренировки разговорных навыков для всех желающих. Так появился «Завтрак с языком».

Идея проекта необычна: по сути, это не курсы, а встречи небольших групп учеников с преподавателями – проходят они обычно в кафе, за чашкой чая или кофе, в непринужденной обстановке. Занятия начали проводить в мае этого года, участие в завтраке стоит 900 руб. Преподавателей Кокуш искала особенных: неформалов, знакомых с репетиторством, но без амбиций маститых учителей, запрашивающих большие гонорары. «Главное, чтобы человек был интересным, открытым и знал, какие ошибки чаще всего делают русскоязычные ученики», – уточняет она. В результате французскую группу ведет репетитор-фотограф, объездивший весь мир, английскую – профессор из США.

Вначале не обошлось без сложностей. «Я допустила ошибку: первый месяц проводила завтраки бесплатно, сама платила преподавателям, но никто из посещавших их постоянным клиентом тогда не стал», – сетует Кокуш. Впрочем, 70% затрат на создание нового дела уже вернулось, появилась испанская и итальянская группы. Правда, уволиться из агентства Марина пока не решилась. В первую очередь потому, что ей пока трудно спрогнозировать число нуждающихся в подобной услуге. Марина планирует выходить на корпоративных клиентов, чтобы проводить «языковые завтраки» на территории бизнес-центров.

Сложности перехода

Только каждая третья женщина в России, которая задумывается об открытии своего дела, решается на это, говорится в исследовании ФОМ. Женщины крепче, чем мужчины, держатся за наемную работу, даже если она скучная и низкооплачиваемая. Чтобы рискнуть, им нужна мощная мотивация и трезвый расчет. Мужчины гораздо чаще доводят задуманное до конца: 65% тех, кто хотел стать бизнесменом, ими в результате и становятся.

Многие женщины задумываются о создании собственных проектов, чтобы обрести независимость и проявить себя, но им не хватает уверенности и знаний, объясняет Мария Косенкова. В партнерстве с Аленой Поповой весной 2010 г. они создали проект Startup Women – виртуальный инкубатор и сообщество для женщин-предпринимательниц, работающих в интернет-индустрии. «Наша цель – увеличить количество женщин – основателей технологических стартапов, образовывать, помогать осваивать навыки и знания, связывать с нужными людьми, искать возможности инвестиций», – утверждают девушки.

Косенкова шесть лет работала в маркетинге в крупных компаниях и параллельно начала развивать Startup Women. Недавно она поняла: чтобы дело двигалось, «надо уделять ему 200% своего времени». В августе Косенкова уволилась из компании «Иннова» и дело задвигалось.

В апреле 2011 г. Косенкова и Попова организовали форум Startup Women. В нем приняли участие 1300 женщин. «После этого мы окончательно поняли, что тема акутальна и востребована», – отмечает Косенкова. За три месяца существования «Стартапвумен» (http://www.startupwomen.ru) привлек в сообщество 400 женщин: они участвуют в мероприятиях проекта, подписаны на рассылки. Это в основном состоявшиеся или потенциальные предпринимательницы 22–35 лет.

«За это время к нам поступило 40 проектов на разных этапах реализации», – рассказала Косенкова. Среди них, к примеру, сайт «Дети до семи», на котором собрана информация обо всех детских учреждения Москвы: садах, развлекательных и развивающих центрах. Сейчас автор проекта с помощью «Стартапвумен» планирует создать приложение для телефонов, которое будет определять, какие интересные заведения есть в районе, интересующем абонента.

Другой проект – сервис виртуальных помощников Value Your Time, предлагающий услуги самого разного характера – от написания деловых писем до организации поездок.

Женщины консервативны по натуре. «Поэтому, начиная свое дело, нужно честно ответить себе на вопрос, готовы ли вы пойти на риск или нет, – уверена Косенкова. – Кроме того что нет никаких финансовых гарантий, нужно быть готовой к тому, что придется самой себя мотивировать на работу. А это не всегда легко».