Топ-менеджеры Zynga решили забрать акции у сотрудников

Руководители Zynga решили, что в результате публичного размещения, к которому готовится компания, некоторые старожилы могут получить неоправданно высокое вознаграждение. Поэтому у них, пока не поздно, решили отнять часть обещанных акций компании

Когда в 2010 г. гендиректор компании Zynga Марк Пинкус начал подготовку к публичному размещению (IPO), он и несколько неназванных топ-менеджеров компании решили пересмотреть систему вознаграждения некоторых сотрудников, рассказали неназванные источники журналистам WSJ Джастину Шеку и Шейнди Рэйс.

Слишком много акций

Zynga – крупнейший в мире разработчик и оператор так называемых социальных игр. Участие в играх, как правило, бесплатное. Компания зарабатывает за счет рекламы и продажи за реальные деньги виртуальных артефактов: оружия, автомобилей, недвижимости, фишек для игры в покер, животных, которые нужны игрокам для продолжения игры или получения более высокого статуса в ней. В июне 2011 г. игроки Zynga создавали совместными усилиями более трех миллиардов таких артефактов в день. Выручка компании по итогам трех кварталов 2011 г. составила $828 863 млн, EBITDA – $235 473 млн.

Вознаграждение многим сотрудникам в Zynga выплачивалось не только наличными, но и ценными бумагами (restricted stock), или, другими словами, акциями, вступить во владение которыми или продать которые, сотрудники могут лишь при выполнении определенных условий.

В случае Zynga на акции приходилась значительная часть общего вознаграждения топ-менеджеров и сотрудников. Как утверждается в отчетности Zynga, 75% сопоставимых компаний платят своим топ-менеджерам более высокое фиксированное вознаграждение наличными. Фиксированная зарплата самого Пинкуса в 2010 г. составила лишь $300 000.

Но если бы IPO произошло в марте 2011 г., компании пришлось бы отразить в отчетности затраты на вознаграждение акциями в размере $139,4 млн в день размещения плюс дополнительные затраты в $492 млн, говорится в отчетности Zynga.

Предложение пересмотреть компенсационные пакеты было сделано лишь небольшому числу сотрудников в отношении пакетов акциий, в права владения которыми они пока не вступили. Попыток преераспределить акции, которыми сотрудники уже владеют, компания не предпринимала, уточняет WSJ.

Хитрый план

Типичные условия трудового соглашения в Zynga выглядят так: в конце первого года работы сотрудник получает право вступить во владение 25% зарезервированных для него акций, остальное получает равными частями на протяжении трех следующих лет при условии непрерывной работы в компании и выполнения индивидуальных показателей эффективности, пишут в WSJ.

Пинкус и его коллеги, по словам источников WSJ, не хотели повторять ошибок крупнейших компаний Кремниевой долины. Например, Пинкус не хотел, чтобы в компании сложилась ситуация, при которой представители обслуживающего персонала по итогам IPO станут мультимиллионерами (по информации WSJ, сразу после IPO стоимость пакета акций повара компании Google оценивалась в $20 млн).

В результате, по информации неназванных источников WSJ, были составлены списки сотрудников, чье вознаграждение команда Пинкуса посчитала слишком высоким по сравнению с достигнутыми результатами.

Один из таких списков Пинкус назвал MIA List (то есть missed in action или список «пропавших без вести»), сообщила WSJ. В нем в разные периоды было от 6 до 8 имен. Другой список, который циркулировал среди топ-менеджеров, содержал имена около 30 человек. Директор по персоналу Zynga Колин МакКрири называла менеджеров, не оправдывающих свой компенсационный пакет, «поломанными игрушками», рассказали WSJ сотрудники компании.

В списке «пропавших без вести» оказался один из основателей и первых сотрудников компании Эндрю Трейдер, пишет WSJ. В марте 2010 г. Трейдер покинул компанию. По данным WSJ, он получил компенсацию за увольнение. Связаться с Трейдером WSJ не удалось, но в своем личном блоге он назвал условия расставания с Zynga превосходными. «Я по-прежнему глубоко верю в Zynga, ее миссию и ее сотрудников», – написал он.

Если сотрудник покидает компанию, у него остаются лишь те ценные бумаги, во владение которыми он уже успел вступить, и, возможно, те, которые положены ему по условиям расторжения трудового контракта.

Если в 2008 г. в Zynga работало 150 сотрудников, то в конце 2010 г. уже 1400, а сейчас – около 3000, пишет WSJ.

По мере роста компании несколько из высокопоставленных топ-менеджеров, которым были обещаны большие пакеты акций, были понижены или перемещены с занимаемых должностей, а на их места пришли другие люди. В результате несколько человек, которые в 2010 г. были довольно далеки от верхушки иерархии компании, накопили значительные доли акций – вплоть до 0,5% на человека. Стоимость такого пакета может достигать $100 млн. Примерно два года назад эта ситуация начала беспокоить руководителей Zynga, пишет WSJ.

Пинкус, HR-директор Колин МакКрири и один из членов директоров разработали план расширения компании за счет найма более опытных менеджеров. Чтобы их привлечь, Zynga пришлось конкурировать с такими гигантами, как Facebook и LinkedIn. Совет директоров увеличил пул акций, предназначенных для вознаграждения сотрудников, но его значительное увеличение привело бы к размыванию долей всех без исключения ранних акционеров. Пинкус и Макрири решили забрать часть «несозревших» акций (т. е. в права владения которыми сотрудники пока не успели вступить) у тех, кто и так заработал больше, чем заслуживал, и распределить их среди новичков, рассказали неназванные источники WSJ. Ни Пинкус, ни МакКрири не стали комментировать ситуацию WSJ.

Покричат и стихнут

Если сотрудник не вступил в права владения акциями, значит, скорее всего он их еще не заработал, говорит Томас Настас, основатель и президент фонда Innovative Ventures.

Речь идет об обещанном, но не заработанном вознаграждении, вторит ему Алена Владимирская, гендиректор агентства Pruffi. История оплаты труда акциями в России относительно коротка, утверждает она. В большинстве известных ей случаев сотрудники могут получить свои доли частями по достижении определенных сроков работы в компании и часто – определенных бизнес показателей, утверждает она. Часто в этих случаях в России сотрудникам приходится свои пакеты выкупать, но по благоприятному внутреннему курсу, говорит Владимирская. В компании Zynga акции доставались сотрудникам бесплатно, пишет WSJ.

Владимирской неизвестны примеры перемещения сотрудников в российских интернет-компаниях на более низкие должности с одновременным пересмотром компенсационного пакета. «Непонятно, как это можно корректно оформить юридически», – говорит она. Но те, кто идет работать в стартап, прекрасно знают, что берут на себя огромные риски, особенно на ранних этапах, продолжает эксперт.

Юридические последствия для Zynga Владимирская оценить затруднилась. Вопросы к топ-менеджерам возникнут, говорит Владимирская. Но Zynga – это давно уже устойчивый бизнес. Работать в этой компании хотят очень многие программисты, дизайнеры, менеджеры со всего мира. «Недовольные покричат, но компания переживет», – заключает она.

Самый большой риск связан с возможными исками недовольных сотрудников о нарушении трудовых соглашений, утверждает Настас. Если такие иски возникнут, то потери компании можно оценить как стоимость акций, на которые рассчитывали недовольные сотрудники, не получившие их, говорит он. Плюс всевозможные судебные издержки. С подобными рисками вынуждено считаться большинство начинающих американских компаний, утверждает он. На ранних этапах у них обычно недостаточно денег, чтобы нанять специалистов по вознаграждению и юридическому оформлению компенсационных пакетов. Поэтому ошибки неизбежны, говорит Настас. Если они были допущены, то исправлять их было бы этично за счет пакетов акций основателей компании, утверждает он. Но так происходит очень редко: гораздо чаще топ-менеджеры находят не только других виноватых, но и моральную поддержку со стороны совета директоров, утверждает он.