Менеджерам надо просто выговориться


Недавно проводила собеседование с топ-менеджером одной из ведущих компаний лесной отрасли (он пришел к нам на собеседование по поводу новой работы). Кандидат рассказал, что почти всю сознательную жизнь проработал на одном предприятии, где дорос до должности заместителя генерального директора. Теперь же не находит общего языка со своим начальником: пережить пятую смену управленческой команды оказалось выше его сил. «У меня есть стойкое ощущение, что мой босс ищет в сотрудниках прежде всего друзей. Если же сотрудники не проявляют к нему ответных чувств – просто меняет команду», - пояснил он.

 

По правде сказать, его рассказ меня особо не удивил: не впервые слышу историю о том, как высокопоставленные руководители не могут разграничивать личные отношения и деловые. В чем причина? Думаю, банальное человеческое одиночество. В силу своей работы постоянно встречаюсь и общаюсь с топ-менеджерами, которые все чаще настроены не на обсуждение профессиональных вопросов, а на обычный - часто весьма продолжительный - исповедальный разговор. Порой они настолько увлекаются беседой на отвлеченные темы, что создается впечатление: этим людям просто не с кем поболтать по душам.

 

В общем-то ничего удивительного в этом нет: дослужившись до определенного ранга, редкий человек не чувствует себя одиноким. Крупному начальнику, отгороженному от общества высоким постом и личным кабинетом за семью дверями, просто не с кем пообщаться. По долгу службы однажды беседовала с заместителем министра, который вдруг посетовал: «Даже в столовую сходить не с кем. Не с министром же?» С одной стороны, большую часть жизни таких людей составляет работа – просто так замминистра не становятся. С другой – в офисе им уже не завести теплых отношений, ведь сотрудники не склонны к доверительным беседам, совместным походам в кино по выходным и т. д. Конечно, есть старинные друзья, сокурсники, бывшие соседи по школьной парте, однако найти общую тему для разговора им бывает весьма затруднительно: один - гендиректор крупного завода, а другой – таксист. Как правило, подобное общение сводится к встречам пару раз в год.

 

Всякий раз при подобных встречах вспоминаю Маслоу с его иерархической моделью потребностей человека. У Маслоу потребности в безопасности и любви стоят сразу после физиологических, потребность же в самореализации вознесена на самую вершину, но это не делает остальные менее важными.

 

В детстве и юности все мы умели ловко и просто переводить знакомых в разряд друзей, но с приобретением определенного опыта сделать это все сложнее, поэтому даже тем топам, работа которых предусматривает постоянное общение с людьми, практически невозможно завести дружеские отношения с деловыми партнерами, тем более - с представителями конкурирующих компаний. В мире бизнеса близкие, доверительные отношения, к сожалению, редкость.

 

Пути решения проблемы не очевидны, но они есть. Причем ни один из них наверняка не является панацеей. Как мне кажется, сочетания нескольких комбинаций могут улучшить общую ситуацию. Возможно, хобби, подразумевающее какую-то командную деятельность, было бы лучшим выходом, пусть даже у большинства руководителей работа уже любимое дело, которому они посвящают огромную часть времени и сил.

 

Знакома с некоторыми менеджерами высшего звена, которые, стремясь восстановить так называемый work-life balance, находят достаточно времени для занятий, скажем, альпинизмом или шахматами. Посвящая себя интересному хобби, разделяя его с единомышленниками, эти люди становились счастливее и увереннее тех, кто не может выкроить и пары часов в неделю для досуга. Идеальным местом, где можно ослабить внутреннее напряжение, выпустить пар, может стать клуб по интересам. Клуб мог бы не только дать людям возможность делового общения, о котором пишут многочисленные специалисты по карьере, но и удовлетворить обычную человеческую потребность в разговоре по душам. Клубы — давно не привилегия аристократов Старой Англии, ведь и в России есть закрытые клубы для топ-менеджеров, где заботятся о досуге, устраивая как формальные бизнес-завтраки, так и менее формальные вечеринки, приемы, приглашают популярных и интересных гостей и т. д. Можно ведь вступить в различные спортивные клубы: заняться яхтингом, гольфом, дельтапланеризмом. Кстати, помимо известных всем заведений имеются частные, закрытые клубы для топ-менеджеров.

 

Если и это не спасает, стоит обратиться к психотерапевту. В нашей стране походы к подобным специалистам ложно считаются чем-то зазорным, тогда как во многих европейских и американских компаниях есть корпоративные психотерапевты, которые помогают сотрудникам пережить стресс, отделить в жизни важное от второстепенного, по большому счету - сохранять душевное спокойствие.

 

Так уж сложилось, что и рекрутеры оказались в числе тех, кому можно выговориться. На собеседованиях мне не раз доводилось знакомиться со стихотворениями кандидатов, обсуждать подробности их недавнего отпуска, слушать жалобы на жену или непослушного ребенка... И знаете, я стараюсь поддерживать такие разговоры, пусть они непосредственно к моей работе и не относятся. Наверное, каждый рано или поздно приходит к осознанию банальной вещи: стать по-настоящему эффективным в бизнесе можно лишь тогда, когда позволишь себе хотя бы на время расслабиться, забыть о делах, хотя бы иногда чувствовать себя обычным человеком... а для этого - позаботиться о нормальном регулярном человеческом общении.