Дотянуться до европейских зарплат


Предвыборные обсуждения подняли множество социально значимых проблем, и одна из самых важных из длинного списка – это общее повышение уровня жизни в России, а значит, в первую очередь повышение минимального размера оплат труда. То тут то там звучат громкие заявления о необходимости трехкратного повышения МРОТ уже в 2012 г. и увеличения его к октябрю до 6500 руб. По словам председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрея Исаева, сумма 6500 руб., к которой мы только должны прийти в октябре 2012 г., будет соответствовать прожиточному минимуму в России за 2011 г. На сегодняшний день МРОТ в России составляет 4611 руб. в месяц.

Все согласятся, что сумма 4611 руб. минимального размера оплаты труда – те деньги, которые должен получить работник, отработавший полностью норму рабочего времени за месяц (исходя из 40-часовой рабочей недели) – не велика. А 6500 руб., к которым мы стремимся, хотя и составляет почти 50%-ное увеличение, существенно не меняет ситуацию.

Минимальный размер оплаты труда является индикатором уровня благосостояния общества и способом борьбы с социальным неравенством. Для сравнения: минимальный размер оплаты труда в Европе в 2011 г. варьировался от 123 евро (4920 руб.) в самой небогатой стране ЕС, Болгарии,  до 1758 евро (70 320 руб.) в наиболее состоятельном Люксембурге. Безусловно, российская система гарантий в трудовых отношениях – одна из самых развитых и продвинутых в мире, в то же время мы пока только ставим перед собой цель перегнать Болгарию по МРОТ к концу 2012 г.

Справедливости ради надо сказать, что в России во многих субъектах РФ минимальный размер оплаты труда определяется региональными трехсторонними соглашениями, которые устанавливают повышенный размер оплаты труда. Так, например, в Москве МРОТ, установленный Московским трехсторонним соглашением, составляет 11 300 руб., в Санкт-Петербурге – 7300 руб., в Ленинградской области – 6100 руб. Региональный (повышенный размер) МРОТ в 2011 г. установлен и действует в 27 из 83 субъектов РФ. И хотя 27 – меньше половины, именно в этих субъектах сосредоточено большинство рабочих мест.

Увеличение МРОТ повлияет на оплату периода временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам. Однако данные расходы несет ФСС (отчисления по которому также должны увеличиться при увеличении заработной платы), а также работодатели, которые оплачивают первые три дня временной нетрудоспособности за счет собственных средств.

Получается, что повышение минимального размера оплаты труда не несет существенной дополнительной нагрузки для бизнеса и изменения коснутся только тех регионов, где региональных трехсторонних соглашений нет или установлен меньший размер минимальной заработной платы. Так, о бизнесе и последствиях для него пока вообще никто и не вспоминает.

В то же время активно обсуждают нагрузку для федерального бюджета. По словам Александра Сафонова, «повышение МРОТ до прожиточного минимума (то есть до 6500 руб.) обойдется федеральному бюджету в 55 млрд руб.». А дело в том, что минимальные размеры оплаты труда, установленные трехсторонними соглашениями, не распространяются на бюджетников (изъятие финансируемых из бюджета организаций из-под действия трехсторонних соглашений было введено в Трудовой кодекс в 2007 г.).

Получается, что основная финансовая нагрузка в случае повышения МРОТ ляжет не на бизнес, который уже давно платит больше федерального МРОТ, а на государство, как на самого крупного работодателя.

Здесь возникает вопрос численности государственного аппарата и значительного участия государства в экономике. Дело в том, что работники бюджетной сферы помимо госаппарата - это врачи, учителя, армия, полиция, коммунальные службы, научно-исследовательские учреждения и масса других организаций и служб, многие из которых могли бы стать коммерческими организациями. Получается, что именно государство, как основной работодатель, поддерживает большое количество рабочих мест, однако в сравнении с бизнесом пока не может обеспечить сопоставимый уровень жизни своим работникам.

Очевидно, что задача более многогранна, чем повышение уровня МРОТ, и для ее решения нужно многое пересмотреть. Необходимо доработать в том числе и трудовое законодательство и поставить в равные условия бизнес и государство (не делая для бюджетных организаций исключений, например, в части оплаты труда и других социальных обязательств государства как работодателя), следует стимулировать создание высокооплачиваемых рабочих мест, повышать конкуренцию у работников за такие рабочие места, стимулировать обучение и переобучение работников и проч. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

А пока, в существующей экономической и правовой системе, звучащие призывы и обещания повысить размер МРОТ до 6500 руб. означают призыв к государству повысить заработную плату врачам, учителям, работникам социальных служб, пожарным, работникам музеев, общественного транспорта, а не к бизнесу, для которого уже давно установлены другие правила. Дальнейшее повышение МРОТ для бизнеса в отрыве от бюджетной сферы лишь увеличит разрыв между бизнесом и государством и еще больше будет способствовать социальному неравенству.