Самый трудный день недели

Существует много шуток на тему того, как меняется эффективность работы в разные дни недели. Например, о том, что первую половину недели человек отдыхает от прошедших выходных, а вторую – все силы тратит на подготовку к следующим. Сентенция «понедельник день тяжелый», похоже, нашла социологическое подтверждение.

В конце 2011 г. мы провели исследование вовлеченности персонала в 119 российских компаниях (всего в нем участвовали 24 000 человек). Анализируя полученные статистические данные в дополнительных разрезах мы, к своему удивлению, обнаружили, что доля позитивных и негативных ответов существенно зависит от того дня недели, в течение которого сотрудники отвечали на вопросы. И эта тенденция характерна для 100% компаний. Наиболее критичны сотрудники в понедельник; во вторник и среду позитивность ответов повышается и достигает своего максимума в четверг; к выходным оценки опять постепенно становятся более критичными.

Внутринедельная динамика была зафиксирована во всех вопросах, хотя и с разной интенсивностью. Наиболее резко смена коллективных настроений проявляется в вопросах, затрагивающих тему справедливости: оценка сотрудниками справедливости уровня их вознаграждения, оценка внимания компании к наиболее профессиональным сотрудникам и другие. Возможно, именно в эти «критические» дни сотрудники начинают думать о смене работы?

Также в течение недели значительно меняется уверенность сотрудников в том, что получение ожидаемого результата зависит от их действий. Оценка возможности донести важную информацию до руководства, устранить барьеры в своей работе, наконец, заработать больше, приложив больше усилий, резко снижается в начале и конце недели. А это неизбежно приводит к снижению личной активности и, как следствие, результативности работы.

Как объяснить этот феномен? Моя гипотез опирается на модель work-life balance. Люди стремятся к формированию баланса работы и личной жизни. Но стиль жизни современного человека не позволяет достичь этого баланса фактически ни в один момент времени. Есть дни максимального дисбаланса в пользу личной жизни – суббота и воскресенье - и дни максимизации дисбаланса в пользу работы – среда и четверг. Четверг является самым трудным днем недели. По мнению исследователей из Сиднейского университета, на это день приходится наибольшая интенсивность работы: нужно сделать то, что накопилось за первую половину недели и что нельзя отложить на следующую. Четверг становится кульминацией рабочей недели, когда сотрудники максимально включаются в рабочий процесс. И именно в этот день, как выяснилось в нашем исследовании, сотрудники демонстрируют максимальную вовлеченность, оптимизм, веру в свои силы и готовность организации их по справедливости оценить. Самая трудная и интенсивная работа, как оказалось, не снижает (что можно было бы ожидать), а по максимуму повышает удовлетворенность сотрудника.

Обнаруженный феномен я бы советовал учитывать в самых разных аспектах управления.

 

- Проводите оперативки  рано утром в понедельник. Это позволит минимизировать период, который тратится сотрудником на раскачку – уже с воскресного вечера человек начнет настраиваться на работу, и мы получим более ровный недельный график. Во многих компаниях оперативки по понедельникам являются традицией – но далеко не всех. Теперь мы имеем фактологическое подтверждение важности подобной практики.

- Творческие и стратегические мероприятия проводите в пятницу. С одной стороны, результат мероприятия будет лучше, чем в начале недели или в выходные, так как настрой сотрудников более позитивный. А с другой -  ожидание такого мероприятия обеспечит большую включенность сотрудников в конце рабочей недели.

- При выборе сотрудника на роль руководителя при прочих равных отдавайте предпочтение тем, кто показывает большую стабильность вовлеченности в течение всей недели.

- Для тех, кто проводит исследования вовлеченности: формируйте график исследования таким образом, чтобы этап сбора мнений был кратным неделе, т. е. включал в себя равное количество понедельников, четвергов и других дней недели. Если у вас нет возможности обеспечить равномерное поступление данных в течение недели, разбейте анкетирование на две части: проведите его в понедельник и четверг. Исследования, полевой этап которых длится, например, 10 дней (полторы недели) дадут некорректные данные – а таких исследований проводится очень много.

 

Есть множество подтверждений прямой связи уровня вовлеченности с эффективностью работы. Однако никто не подозревал, что есть столь значительная разница вовлеченности, а значит, и эффективности сотрудника по дням недели. Представьте, насколько серьезный резерв лежит в выравнивании всей рабочей недели по четвергу!

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать