Личный коуч: как превратиться в человека, всегда осознающего, что и зачем он делает


Мне часто задают вопрос: где связь между тем, о чем я пишу – планирование, выбор стратегии, описание типов руководителей, – и коучингом?

Существует несколько определений коучинга: создание среды и условий взаимного обучения; совместное с человеком (клиентом) создание нового понимания; расширение возможности позитивных изменений и представлений о желанном будущем. Среди всех известных определений можно выделить один общий компонент – это ориентация на личностное развитие. Любое развитие связано с расширением представлений человека о возможном. А представления о возможном определяются границами представлений об известном или прецедентном.

Творчество – это осознанное усилие, направленное на расширение представлений о прецедентно возможном. А коучинг – совместное приложение таких усилий, приглашение к сотворчеству, результатом которого является привнесение в рутинное бытование непрерывного обновления.

Одним из признаков творческого осуществления является способность человека ставить перед собой новые задачи, находить их решения. Но даже у людей творческих возникают ситуации, когда появляются трудности с постановкой новых задач и поиском их решения. Обычно такие состояния называют творческим кризисом. Часто кризис связан не с потерей творческих способностей. Причина может заключаться в том, что человеку не удается найти нужный ракурс для взгляда на проблему. Для поиска нового ракурса необходим носитель иного способа мышления, оппонент.

В этом смысле коуч – оппонент грамотный и доброжелательный. Его задача – оппонирование с целью поиска новых ракурсов рассмотрения проблемы. Но когда решение найдено, у коуча возникает следующая задача – проверка того, насколько достоверно клиент понимает смысл проблем и найденных решений. Во-первых, коуч должен проверить реалистичность и логическую связанность обозначенного смысла. Во-вторых, коуч проверяет мотивацию и личную заинтересованность клиента в реализации этого смысла – действительно это то, чего он хочет, или нет. Сюда же входит понимание, в частности, этического момента.

Как происходит проверка достоверности обеих составляющих? Критерием достоверности смысла может быть сравнение его содержания, например, с таблицей умножения: всегда ли дважды два четыре. И если не возникает сомнения, что это арифметическое действие сходится с таблицей умножения всегда, то смысл в рациональном отношении является достоверным.

Второй вопрос – это проверка, так ли человек хочет того, к чему стремится. И не возникает ли у него переживаний в связи с представлениями о результате, которые он считает для себя неприемлемыми, например, по этическим соображениям. Если ответ клиента – «это мне нужно безусловно, потому что я этого хочу и оно меня радует», то вторая составляющая также становится достоверной.

Соединение рациональной и мотивационной достоверности создает эффект синергии. Рациональная достоверность получает подтверждение в желанности результата, за который не стыдно, а мотивационная достоверность получает поддержку в рациональной плоскости: то, чего я хочу, – это не бред (логика сходится). Присутствие подобного смысла в сознании человека приводит к чувству энергетической наполненности и уверенности.

Задача, которую решают коучинг (как социальное явление) и каждый коуч в отдельности, очень понятна: совместно с клиентом создать такое понимание, в котором непротиворечиво совмещаются индивидуальные особенности человека (клиента), его компетентность и этическая позиция. А результатом успешного коучинга является изменение жизни, которое превращает человека из вьючного животного, изнемогающего под бременем бессмысленной тяжести повседневного, в человека творческого, всегда осознающего, что и зачем он делает, и живущего в согласии с самим собой.