На днях прочла новость о том, что экс-директор лондонского бюро Goldman Sachs по работе с деривативами Грег Смит намерен написать книгу о своей карьере в банке, который он со скандалом покинул. Мне почему-то подумалось не о миллиардах убытков банка, репутацию которого менеджер практически втоптал в грязь, не о его прошлой карьере, а о перспективах дальнейшего карьерного роста скандалистов. Один неверный шаг, одно необдуманное высказывание о своей компании (какой бы жуткой она ни была) может закрыть двери многих и многих работодателей. Неужели развитие соцсетей, блогов, когда система просто требует, чтобы вы постоянно выражали свое мнение по любому поводу, затмило неписаное правило бизнес-этики – «о бывшем работодателе либо хорошо, либо никак»? На мой взгляд, Грег Смит поступил крайне опрометчиво. Столь резкие высказывания не красят специалиста, зато быстро могут создать репутацию «проблемного» кандидата, с которым лучше не связываться.

 

Помню случай, когда довольно высокопоставленный российский менеджер объявил о своем уходе, написав письмо коллективу. В ответ ему пришли поздравления и пожелания удачи на новом месте - стандартная в общем-то ситуация! День продолжился как ни в чем не бывало, пока один из коллег не получил ответ на свое письмо, где его ждала неожиданная откровенность: мол, «спасибо за пожелания, надеюсь, что сложится все лучше, чем в этой шарашке». Ошарашенный сотрудник счел случай забавным и выложил переписку (предварительно убрав имена) в свой блог. Однако руководству компании все было понятно без имен, в итоге уходящего топа лишили бонуса с неприятной формулировкой и отказали в хороших рекомендациях.

 

Конечно, есть абсолютные звезды, гуру бизнеса, которые, достигнув больших высот, могут себе позволить более откровенные высказывания, однако если вы только в начале становления карьеры или набираете обороты - держите рот на замке.

Давайте попробуем разобраться, что и когда можно и нужно говорить. Когда руководитель намеревается сменить место работы, вопросов и пересудов о причинах такого решения может возникнуть множество. Вряд ли руководитель будет раскрывать реальные причины своего ухода, если дело касается негативного опыта его работы в компании. Подобного рода причины в данном случае могут быть самыми разнообразными. Скажем, акционеры могли принять решение об увольнении, если руководитель не выполнил всех ранее поставленных перед ним задач. А возможно, личной вины руководителя в невыполнении плана и нет, ведь успешность деятельности компании зависит от работы коллектива в целом.

 

Возможна ведь и другая ситуация. Мне вспоминается история, когда топа взяли в компанию для решения задач по ликвидации негативных последствий кризиса. К нему негласно относились как к «спасителю» бизнеса организации, акционеры также рассчитывали, что руководитель сможет вывести компанию на новый виток развития. Менеджер отлично справлялся с главной поставленной перед ним задачей, а под решение других проблем был «заточен» не так профессионально. Итог – после вывода компании из сложного положения акционеры стали искать нового руководителя, а бывший руководитель – новое место работы. Еще один вариант - у руководителя может быть свое четко выраженное видение стратегии развития компании, отличающееся от мнения акционеров – в этом случае слаженной работы не получится, консенсуса достичь нельзя.

 

Думаю, несложно догадаться, что о подобных промахах и неудачах топ-менеджеры не будут заявлять публично: кто же любит себя ругать? Обычно официальные формулировки причин отставки крайне завуалированы, а порой довольно двусмысленны. Прежде чем открыто рассказать о столь серьезном решении, вполне уместно обсудить заявление с руководством, акционерами и т. п., выработав вариант, который будет выгоден всем сторонам. К сожалению, нередки случаи, когда топы не принимают участия в выборе «веской причины» своего ухода, поэтому мой совет - проявить инициативу и постараться договориться на берегу.

 

На мой взгляд, одной из наиболее выигрышных формулировок для репутации сотрудника можно считать желание руководителя совершенствовать свое бизнес-образование. «Невозможность дальнейшей самореализации внутри компании» также является вполне уместной и понятной всем причиной. Такое заявление подразумевает продолжение работы в других сферах деятельности, открытие собственного бизнеса, расширения функционала. Словом – человек не хочет останавливаться на достигнутом и намерен двигаться дальше. Впрочем, вполне дипломатически верных объяснений ухода превеликое множество: в связи с желанием сменить обстановку или сферу деятельности, необходимостью больше времени уделять научной деятельности, в связи с переходом на другую работу, открытием своего дела, по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам или просто в связи с необходимостью отдохнуть. Очевидно, менее разумными причинами (из тех, что слышала) выглядят решение "расширить кругозор", жалобы на "отсутствие возможностей для самореализации внутри компании", что "в компании никто не ценит", что "вдруг обнаружил в себе творческий потенциал" или в связи с желанием "перебраться на Гоа, ибо жизнь - не только работа". Если коллеги или пресса не докопаются до истины (если такая вообще имеется), то уважение и доброжелательные публикации в этом случае вам обеспечены. Если же желание сменить работу вас действительно преследует, помните одно: причину ухода объяснить всегда проще, чем найти достойное предложение новой работы!

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать