Небольшой семейный бизнес может бросить вызов корпорациям

Превращение маленькой компании Butcher в ведущий британский бренд кормов для собак – яркий пример того, как небольшой семейный бизнес может бросить вызов мультинациональным корпорациям

Директор компании Butcher («Мясник») Грэм Бейкер опускает руку в перчатке в чан, чтобы выудить то, что выглядит как мокрый резиновый коврик для ванны. Это рубец, часть желудка коровы. Рубец был сырьем для первого и до сих пор самого популярного продукта от Butcher.

Бейкер улыбается, когда вспоминает, как начался бизнес Butcher: сейчас на производстве занято 230 работников, а 25 лет назад это был лишь уголок на семейной бойне, и главной целью было придумать, что делать с отходами производства. «Я просто заметил, что люди подъезжали к бойне и просили рубец для своей собаки», – рассказывает он.

Butcher работает как дочерняя компания группы Baker, семейного бизнеса по забою скота, – крупнейшего европейского предприятия по обработке говядины с оборотом в 150 млн фунтов. Компания поставляет мясо в рестораны Европы, предприятиям пищевой промышленности и супермаркетам.

Успех Butcher будет казаться еще более примечательным, если вспомнить кризис, который ударил по мясной отрасли после эпидемии коровьего бешенства. Тогда Евросоюз запретил экспорт говядины из Великобритании. Лондон предложил забраковать всех животных старше 30 месяцев. Это обрушило бизнес группы Baker. «В следующий понедельник у нас не было сырья. У нас не было клиентов. У нас было 1200 человек, которым нечего было делать, и было мясо, которое покупатели со всего мира возвращали», – вспоминает Бейкер.

Бизнес боролся за выживание, но, когда 10 лет спустя запрет на экспорт был снят, завод был закрыт. Butcher перешла на использование других видов мяса, которые не подпали под запрет, в том числе курятины.

То, что Бейкер в итоге стал владельцем компании по производству кормов для домашних животных, на самом деле явилось следствием семейной трагедии. Из-за эпидемии коровьего бешенства банки заставили Baker Group продать и вернуть арендованные для производства мощности. Бейкер и три его брата решили разделить группу на несколько частей – транспортную, фермерскую и производящую собачий корм. Когда они проводили переговоры, один из братьев умер. Смерть брата заставила продать семейную землю. Это наряду с перезакладыванием дома принесло Бейкеру достаточно денег, чтобы выкупить доли других братьев.

«Группа распалась бы, не случись эпидемии коровьего бешенства, – рассуждает Бейкер. – Но нам все равно рано или поздно пришлось бы решать, как передать дело следующему поколению. Бизнес не смог бы существовать, принадлежа разным родственникам. Нужно было сильное, единое руководство».

Бейкер был самым младшим из братьев, но лучше понимал в бизнесе: отучился два года в колледже на курсе по технологии мясоперерабатывающего производства. Мать думала, что он не сможет проявить себя в семейном бизнесе, а профессия даст ему средства к существованию. Так и вышло.

Сегодня компании Butcher принадлежит пятая часть рынка продуктов питания для собак в Великобритании, и компания считается более крупным игроком, чем Winalot (бренд Nestle), и лишь немного уступает Pedigree Chum, принадлежащей корпорации «Марс».