Министр образования: число бюджетных мест в вузах надо сократить вдвое

В первом интервью после назначения на пост министра Дмитрий Ливанов заявил, что стране пора уйти от всеобщего бесплатного высшего образования
К.Каллиников/ РИА Новости

Новый министр образования, экс-ректор Московского института стали и сплавов Дмитрий Ливанов считает, что нужно вдвое уменьшить число бюджетных мест для студентов в вузах. Об этом он сказал в интервью "Российской газете". По его словам, сейчас стране нужно не так много инженеров, как раньше, а мест в вузах в 3 раза больше. "Очевидно, что мест должно быть меньше, но стоимость одного студента при этом должна быть значительно выше. Не 60 000, как сейчас, а 200 000-250 000 руб.", - заявил он. По словам министра, как только Россия уйдет от всеобщего бесплатного высшего образования, "появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры". Он привел в качестве примера образовательный кредит.

Также министр сказал, что необходимо улучшать качество приема в технические вузы, в частности - повышая мотивацию хорошо подготовленных выпускников. Для этого он предложил увеличить стипендию, активнее привлекать работодателей к выплате стипендий и повышать уровень преподавания физики и математики в школе.

Дмитрий Ливанов был назначен министром 21 мая. Предшественник Ливанова Андрей Фурсенко только в конце марта в очередной раз заявил, что следует сократить количество бюджетных мест в вузах в связи с демографическим спадом, чтобы таких мест хватало только на хороших студентов. На данный момент по закону за счет бюджета должны оплачиваться не менее 170 мест в вузах на 10 000 человек. Фурсенко предложил вести отсчет не от общей численности населения, а от группы в возрасте от 17 до 35 лет. Незадолго до отставки он пояснил, что имел в виду, что количество бюджетных мест в российских вузах должно соответствовать числу абитуриентов, которые умеют и хотят учиться.

В конце декабря Минобрнауки сообщило, что на 2012 г. от представителей системы высшего профессионального образования были поданы заявки на 602 600 бюджетных мест, при этом ведомство было готово выделить средства только на 490 800 студентов. Годом ранее, по сведениям министерства, из 490 800 бюджетных мест было занято только 487 500. Бюджетные потоки в 2012 г. было решено перераспределить. Число бюджетных мест по программе бакалавриат предполагалось уменьшить на 8700, но их количество в магистратуре обещали увеличить на те же 8700. В целом места "на бюджете" распределятся так: 428 600 - бакалавриат и специалитет, 62 200 - магистратура. Также государство собиралось больше платить за обучение по приоритетным направлениям, там число бюджетных мест собирались увеличить. Приоритетными были названы 14 направлений: это «Информационная безопасность», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Металлургия, машиностроение и материалообработка», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Оружие и системы вооружения», «Морская техника», «Транспортные средства», «Приборостроение и оптотехника», «Электронная техника, радиотехника и связь», «Автоматика и управление», «Информатика и вычислительная техника», «Химическая промышленность и биотехнологии», «Архитектура и строительство», а также «Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды». Непрофильные направления вузы должны сократить. Также предполагалось уменьшить число бесплатных мест в аспирантуре на 10-12%.

В декабре 2010 г. почти две трети российских семей, в которых есть дети от 13 до 20 лет, были согласны пойти на серьезные материальные траты ради университетского диплома для своего чада. Это показало исследование, которое специалисты НИУ ВШЭ провели совместно с фондом «Общественное мнение» среди 10 400 семей. Среди родителей, готовых платить за образование своих детей, оказалось больше тех, кто имеет высшее образование, и меньше – кто окончил только школу: 70,2 против 49,3% (проценты показывают долю платежеспособных родителей в каждой группе).

По данным ВШЭ, основанным на мониторинге качества приема в вузы в 2010 г. (были собраны данные по 320 госвузам, которые проводят платный прием), самые высокие расходы несут семьи, чьи дети учатся на дневных отделениях в медицинских вузах (в среднем чуть выше 100 000 руб. в год), и наименьшие траты у студентов технических вузов, где год обучения в среднем обходится в 51 500 руб. Экономические и юридические вузы, которые традиционно привлекали наибольшее число платников, стоят в среднем 70 000 руб. в год. Рассчитав также отношение стоимости обучения по тому или иному направлению к средней стоимости года обучения в вузе (анализировались 2010–2011 гг.), специалисты сделали вывод, что и по направлениям подготовки самыми дорогими оказываются специальности сферы здравоохранения и самыми доступными – сельское хозяйство, образование и педагогика. Относительно невысокие затраты несут также студенты инженерных и естественнонаучных специальностей.