Как топ-менеджеры справляются с не зависящими от них обстоятельствами

Нечетко сформулированные задачи и нереальные сроки, бессмысленные совещания и корпоративная бюрократия – кажется, невозможно повлиять на эти факторы, снижающие личную эффективность. Но у опытных управленцев есть способы их преодоления

Мой прежний руководитель четко ставил задачи, иметь с ним дело было легко. А недавно пришел новый, который может в письме попросить сформулировать его начальственную точку зрения на какую-то тему с требованием сделать это немедленно, к 12.00, потому что нужно отправить ответ в министерство», – рассказал сотрудник компании «Росатом» на тренинге, где присутствовали несколько десятков менеджеров по персоналу и корреспондент «Ведомостей». Выяснять, что начальник имел в виду, бесполезно: он не хочет даже вникать в суть вопроса – просто отдает его полностью на откуп подчиненному. «И тут уже все зависит от моей смекалки, умения предугадать, что все-таки хочет руководитель», – поделился менеджер.

Сделай то, не знаю что

Неэффективность сотрудника – лишь наполовину его вина, в остальном это дело рук его руководителей и результат культуры отношений, убеждены менеджеры по персоналу российских компаний.

Руководителей чаще всего винят в том, что они некорректно ставят задачи, из-за чего подчиненным бывает непонятно, что должно получиться на выходе, отмечает Ирина Шиянова, партнер компании «Тренинг-бутик». Руководители же зачастую жалуются, что подчиненные не способны принять задачу, не задают уточняющих вопросов и не готовы работать в ситуации цейтнота, объясняет Шиянова. В этом случае в компании что-то не так с организационной культурой, убеждена она.

Неясные цели и вправду осложняют жизнь даже опытным менеджерам, признает Станислав Бродский, управляющий директор УК «Велес менеджмент». «Когда перед тобой просто ставят задачу отчитаться о том, как сейчас обстоят дела с каким-то проектом, то необходимо знать, для чего и кому этот отчет потребовался, – объясняет эксперт. – Плохо, когда непонятна цель». Поэтому Бродский, не стесняясь, задает уточняющие вопросы: «Это полезно, тем более что руководители всегда доступны для общения, даже в отпуске».

Фактор торможения

На многие из перечисленных факторов, тормозящих работу, влиять можно и нужно, считает Мария Королькова, бизнес-тренер и коуч «Тренинг-бутика». «К нам однажды обратилась помощница руководителя, который с раннего утра донимал ее звонками с мелкими заданиями – некоторые из них уже обсуждались накануне, – рассказала она. – Это выбивало девушку из колеи настолько, что она подумывала об увольнении. Консультанты придумали для сотрудницы выход: каждый вечер составлять письменный план работы на завтра и присылать его руководителю». Это умерило его тревожность, говорит Королькова.

Переключение внимания между делами – одна из главных причин снижения производительности, считает Бродский. Например, для него серьезным отвлекающим фактором была необходимость быстро реагировать на письма по электронной почте: «Если не ответишь в тот же день, коллеги и клиенты обижались. Теперь же я взял за правило не слишком важные письма сдвигать на вечер».

Каждый должен отвечать за собственную эффективность целиком и полностью, убеждена Карина Кузнецова, менеджер проектов компании Р.В.С.: «Даже не в идеальных условиях можно ударно работать, если у тебя все в порядке с мотивацией». Когда она заметила, что социальные сети стали слишком отвлекать ее от работы, она придумала, как с этим справиться. «После того как я сделаю запланированную часть работы и пообедаю, я награждаю себя 30 минутами чтения Facebook, все равно ведь работоспособность снижается», – улыбается Кузнецова.