Как работодатели пытаются регулировать деятельность сотрудников в социальных сетях

«Уволен за высказывание в Twitter» – скоро ли такая формулировка станет официально возможной? Пока в России «провинившихся» все больше увольняют «по соглашению сторон». Даже на Западе законы и документы, определяющие границу между частным высказыванием и нарушением корпоративной этики, появляются только сейчас

Социальные медиа играют все большую роль в отношениях между работниками и работодателями, написал в мае 2012 г. главный юрист американского правительственного агентства National Labor Regulations Board (NLRB) Лейф Соломон. Работодатели пытаются регулировать деятельность сотрудников в социальных сетях с помощью внутренней политики и свода правил. Ситуация осложняется тем, что эта политика и правила должны учитывать вопросы конфиденциальности, защиты персональных данных и информации, принадлежащей работодателю, интеллектуальной собственности, взаимодействия работодателя со средствами массовой информации и правительственными организациями. По словам Соломона, в его агентство постоянно обращаются граждане с просьбами проверить законность той или иной политики или правил. Только за последний год его агентство официально высказывалось три раза (в августе 2011 г., январе 2012 г. и в конце мая 2012 г.).

Соломоново решение

Вот пример типичной ситуации, потребовавшей разъяснения агентства. В 2010 г. руководители публично отчитали сотрудницу американской розничной сети за то, что она не выполнила работу, которую ей никто не поручал и в отношении которой ее никто не инструктировал. Расстроившись, сотрудница с помощью мобильного телефона обновила статус в социальной сети, где написала всего два слова: распространенное ругательство и название своего работодателя. Несколько человек, в том числе четыре сотрудника того же магазина, поддержали («лайкнули») этот комментарий. Чуть позже она пояснила в той же сети, что ее работодатель не ценит своих сотрудников. Никто из поддержавших первое высказывание коллег на второй комментарий не откликнулся.

Через пять дней после инцидента работодатель принял новую политику в области использования социальных сетей, в которой, в частности, рекомендовал работникам не идентифицировать себя с работодателем, за исключением тех случаев, когда в этом есть прямая необходимость. Чуть позже сотрудница была уволена за сообщение в Facebook. В NLRB проанализировали ситуацию и нашли политику компании в области социальных сетей незаконной, но увольнение сотрудницы обоснованным: один из пунктов трудового договора предусматривал возможность наложения на сотрудника дисциплинарных санкций за некорректное/оскорбительное поведение в отношении компании и ее официальных лиц.

Даже призыв работодателя уважать авторские права и интеллектуальную собственность третьих лиц, в том числе права и торговые марки работодателя, и получать разрешение перед тем, как использовать не принадлежащий сотрудникам контент или изображения, был признан незаконным. Он может помешать работникам распространять фотографии пикета или документальные подтверждения небезопасных условий труда, пишет Соломон.

В августе 2011 г. Соломон проанализировал 14 случаев применения внутренней политики регулирования активности сотрудников в социальных сетях и пришел к выводу, что все они в той или иной степени противоречат действующему законодательству, и лишь в мае 2012 г. в одном из семи разобранных им случаев формулировки внутреннего документа оказались разумными и законными.

Что можно журналисту

Любая дискуссия в социальной сети Twitter может быть быстро подхвачена сначала блогерами-любителями, затем профессиональными блогерами, от них попасть на интернет-страницы средств массовой информации, а оттуда недалеко и до заголовков и первых полос газет, предупреждают британских чиновников авторы документа Social Media Guidance for Civil Servants, принятого 17 мая 2012 г.

«Используя социальные сети, такие как Facebook, Twitter, LinkedIn, в работе или личной жизни, мы должны защищать наши профессиональные честь и достоинство и помнить: журналисты Washington Post всегда остаются журналистами Washington Post», – записано в официальном документе, регулирующем использование социальных сетей ее сотрудниками. Их профили в соцсетях должны содержать реальные имена, а биографии – прямо указывать на аффилированность с работодателем.

Сотрудникам спортивной сети ESPN запрещено вести личные веб-сайты или блоги, посвященные спорту. Прежде чем проявлять любую активность, связанную со спортом, в социальных сетях, они должны получить разрешение вышестоящего руководителя. Обстоятельства создания материалов, написанных, отредактированных или спродюсированных теми или иными сотрудниками, обстоятельства проведенных интервью, а также планы на будущее в ESPN считают конфиденциальной информацией.

Правое дело не быстрое

По российскому трудовому праву у работодателя нет законных способов даже наложить дисциплинарное взыскание на сотрудника, допустившего неосторожное или некорректное высказывание в социальных сетях, утверждает Евгений Рейзман, советник Baker & McKenzie. Законодательство и правоприменительная практика в России и мире отстают от темпов развития социальных сетей и масштабов активности работников в них, говорит он. Социальные медиа лишь недавно вышли на уровень традиционных СМИ по масштабу возможного резонанса, поэтому неудивительно, что работодатели и законодатели пытаются регулировать активность сотрудников в них, продолжает Рейзман.

Если же проанализировать судебную практику в экономически развитых странах, то пока сложно проследить устойчивую тенденцию. Суды, по словам Рейзмана, становятся на сторону как работодателя, так и работника. Формирование устойчивой практики требует определенного времени, по оценке Рейзмана – нескольких лет.

Чтобы практика сформировалась, должен сложиться баланс прав и интересов сторон в этой области, говорит Рейзман. Пока его нет, не стоит удивляться возможным перехлестам: суды в разных странах могут как поддержать не вполне обоснованные требования работодателей, так и защитить сотрудников, причинивших серьезный ущерб работодателям. Россия, по прогнозу Рейзмана, в вопросах регулирования активности граждан в социальных сетях, вероятнее всего, будет следовать практике Запада.Но скорых законодательных изменений в этой части Рейзман не ждет, поскольку в регулировании трудовых отношений в России назрели куда более важные реформы.

Хватило трех слов

«Мы сократили наши внутренние правила использования сотрудниками социальных сетей с трех страниц до трех слов – empower and trust (предоставь возможность и доверяй)», – написал в отчете об использовании социальных медиа в 2012 г. Герхард Ворстер, директор по стратегии австралийского офиса Deloitte.

Если несколько лет назад в российском «Делойт» действовала внутренняя политика, ограничивающая использование социальных сетей, то сейчас большинство ограничений сняты, говорит Александр Брагин, руководитель по развитию талантов компании «Делойт» в СНГ. Попытки ввести запрет на использование социальных сетей, говорит Брагин, приносят больше вреда, чем пользы.

В «Делойт», по его словам, доверяют профессиональным качествам сотрудников. У каждого из них есть круг задач, которые они должны решить, и они вольны делать это так, как им удобно, главное, чтобы работа выполнялась качественно, в срок и с соблюдением этических и профессиональных стандартов, в том числе связанных с защитой информации, заключает Брагин.