Менеджмент
Бесплатный
Григорий Милов
Статья опубликована в № 3172 от 23.08.2012 под заголовком: Вовлеченность ниже плинтуса

Ситуация в отношениях между работниками и работодателями близка к критической

Руководители российских компаний редко прислушиваются к мнению сотрудников, не вовлекают их в процесс принятия решений и зачастую даже не информируют о тех решениях, которые уже были приняты, обнаружили исследователи Towers Watson. Стоит ли удивляться, что большинство сотрудников работают только потому, что им платят зарплату
Fotolia PhotoXPress

Меньше трети (28%) сотрудников российских компаний, опрошенных международной консалтинговой компанией Towers Watson, убеждены, что их организации эффективно вовлекают сотрудников в процессы принятия решений, которые самих же сотрудников и касаются. Не лучше дела обстоят и с выслушиванием точек зрения и предложений сотрудников (27%), и с реализацией этих предложений на практике (27%). Ровно треть российских сотрудников считает, что руководство справляется с задачей информирования работников о важнейших бизнес-решениях. Меньше половины убеждены, что их работодатели ведут дела с честью и достоинством (with honor and integrity).

Каков поп, таков приход

Ситуация, складывающаяся в отношениях между работниками и работодателями, близка к критической, пишут консультанты. Работодатели теряют возможность поддерживать на стабильном уровне вовлеченность сотрудников, те, в свою очередь, все чаще думают не о достижениях на работе, а беспокоятся о будущем и стараются всячески избегать всевозможных рисков. В нынешней ситуации работодатели едва ли могут такое себе позволить, утверждают консультанты.

Вот несколько примеров. Респондентов попросили назвать пять основных причин, по которым они выбрали свою работу. В России на первом месте по популярности с большим отрывом оказался ответ «Зарплата» (55%). На втором месте – «Оплачиваемый отпуск» (50%). Для сравнения: «Миссия, видение и ценности организации» оказались на 22-м месте. Они привлекают лишь 7% респондентов. «Доверие к высшему руководству компании» – на 20-м месте (8%). И наконец, «Возможность оказывать реальное влияние на результаты компании» – на 24-м месте (6%).

Но вот что интересно. Судя по всему, российские работодатели ничего другого от своих сотрудников и не ждут. Когда в процессе другого исследования 2012 г. – Reward & Talent Management Employer Survey («Обзор программ управления талантами и вознаграждением 2012») специалисты Towers Watson спросили работодателей, по каким, на их взгляд, причинам к ним приходят сотрудники, на первом месте оказался ответ «Зарплата» (57%). «Возможность продвинуться по карьерной лестнице» (52%) и «Возможность приобрести новые навыки» (48%) оказались менее популярны. И это далеко не чисто российская особенность. В Германии 56% работодателей уверены, что зарплата – основная привлекательная характеристика их рабочих мест, в Великобритании таких 44%, в странах EMEA – 47%, в мире – 43%. Возможность оказать влияние на результаты компании гораздо менее популярна и среди работодателей. В России на это рассчитывают 12% опрошенных компаний, в Германии – 9%, Испании – 7%, Великобритании – 28%, в странах EMEA и в мире – по 16%.

Выгодный ответ

Результаты исследования не удивляют Сергея Львова, гендиректора консалтинговой компании Axes Management. Предельно приземленная жизненная позиция («мы работаем за зарплату») характерна для рядового персонала, утверждает он. А в каждой выборке доля рядовых сотрудников обычно бывает довольно велика, что не может не сказаться на результатах.

Даже ответы работодателей Львова не удивляют. Психологическое образование есть не у всех руководителей, но они, как правило, прекрасно разбираются в людях. И если они утверждают, что для сотрудников важна зарплата, значит, вероятно, знают свой контингент. К тому же, говорит Львов, нельзя исключать, что те, кто заполняет такие анкеты, научены горьким опытом. Например, тем же директорам по персоналу по долгу службы приходится постоянно бороться за повышение фонда оплаты труда. Именно поэтому зарплата и оказывается среди самых приоритетных вопросов. Поставь в подобной анкете акцент на нематериальной мотивации – и получишь в конце года какой-нибудь тренинг вместо прибавки к зарплате, утверждает Львов.

Если результаты Towers Watson соответствуют действительности, то это говорит о серьезном кризисе всего HR-менеджмента, говорит Сергей Булатов, директор по персоналу инвестиционной компании «Третий Рим». Люди, которые работают потому, что им платят зарплату, вероятно, устали жить в условиях перманентного кризиса, поэтому наличие хоть какого-нибудь источника дохода остается для них достаточно значимой ценностью. Работодателям же, считающим, что сотрудники работают за зарплату, важно не забывать, что одна лишь денежная мотивация, по словам Булатова, неэффективна ни в долгосрочной, ни в среднесрочной перспективе.

Это закономерный результат развития ситуации на российском рынке труда, говорит Владимир Рахтеенко, генеральный директор Custis. За последние годы практически все ценности были подменены материальными, утверждает он. По его наблюдениям, чем крупнее компания, тем больше там людей, которые работают «за зарплату». Взаимодействовать с такими людьми сотрудникам, воспитанным в другой корпоративной культуре, весьма непросто, говорит Рахтеенко. С ними относительно просто можно договориться о цене, но почти невозможно – о содержании работы. Ни содержание работы, ни то, как она будет сделана, людей, работающих «за зарплату», просто не интересует, заключает эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать