Большинство россиян трудятся сверхурочно

В 40-часовую рабочую неделю не укладываются сотрудники более 80% компаний, работающих в России: перерабатывать приходится и топ-менеджерам, и специалистам. И хотя компенсировать трудовые подвиги готова только половина работодателей, трудоголиков это не смущает. Большинство их них готово перерабатывать добровольно

Работать больше положенного по графику готовы 89% представителей среднего менеджмента, 71% специалистов и 68% топ-менеджеров – таковы результаты исследования рекрутинговой компании MarksMan, опросившей около 850 российских менеджеров и 450 HR-специалистов российских и международных компаний. 36% готовы на это ради оплаты сверхурочных, еще треть рассчитывает получить повышение заработной платы в перспективе, 18% таким образом надеются получить повышение, а 10% работают на износ и вовсе из лояльности к руководству.

Деньги решают все

Кирилл Андриенко, IT-специалист и менеджер среднего звена, еще недавно был одним из самых злостных любителей переработок в крупном международном банке. Объем оплачиваемых переработок в среднем за последние два года составлял 12 часов в неделю и превышал 600 часов в год. Сумма, набегавшая в месяц за сверхурочные, нередко превышала основной оклад. Переработки, по словам менеджера, были связаны со спецификой деятельности – обслуживание продуктивных систем с прерыванием сервиса возможно только в нерабочее время. В силу нехватки квалифицированных ресурсов для осуществления сложных работ и невозможности привлечения внешних компаний он все делал сам. «Для меня это был своего рода челлендж – самостоятельно довести проект до конца. Работа была мне интересна сама по себе, да и оплата устраивала», – рассказывает Андриенко.

Судя по опросу специалистов по работе с персоналом, переработки встречаются в 81% компаний. В российских компаниях в среднем перерабатывают меньше, чем в международных (в 22% российских компаний отсутствуют переработки – против 13% международных).

Менее половины компаний готовы компенсировать сотрудникам переработки. 23% компенсируют деньгами, еще 13% предоставляют выходной день. Российские компании вознаграждают деньгами чаще международных (44% против 37% соответственно).

Стало нормой

«Увлеченный человек всегда будет находиться в состоянии переработки, особенно если он руководитель. Многие даже перестают замечать грань между работой и домом, участвуя в рабочем процессе с помощью мобильных устройств 24 часа в сутки», – грустно констатирует Марина Келина, директор по маркетингу и PR компании Adobe Systems в России и СНГ.

Это особенно актуально для международных компаний, главный офис которых функционирует в другом часовом поясе.

Несмотря на то что лишь 68% топ-менеджеров выразили готовность перерабатывать, на деле почти никому из представителей высшего звена не удается уложиться в рамки прописанного рабочего дня. 99% топ-менеджеров регулярно перерабатывают. 34% работают в среднем лишних 10 часов в неделю. Не уходят домой вовремя и 82% менеджеров среднего звена и 76% специалистов. Причем топ-менеджеры российских компаний перерабатывают намного больше, нежели их коллеги из международных компаний (17% в международных, 83% в российских), однако средний менеджмент и специалисты перерабатывают больше в международных компаниях – 46% против 36% в российских, для специалистов – 48 и 29% соответственно.

«Для топ-менеджмента в России переработки – это практически норма, – признает Вера Гармаш, управляющий директор компании 2ГИС. – Даже тщательное планирование не всегда помогает удержаться в пределах рабочего дня, который нередко перерастает в рабочий вечер».

«Для корпоративной среды переработки – это нормальное и привычное явление», – полагает Ольга Кочергина, руководитель практики HI-Tech & Telecom, поэтому результаты исследования ее не удивили. Кочергина убеждена, что больше всего перерабатывают сотрудники консалтинговых компаний. В клиентском бизнесе без переработок не обойтись, уверяет она, поскольку не все запросы клиентов возможно выполнить в промежутке с 9.30 до 18.30.

Но согласно исследованию больше всего перерабатывают менеджеры по продажам, юристы и сотрудники отделов закупок.

«Переработки в наше время не норма, а необходимость. Все чаще приходится решать важные задачи либо сегодня, здесь и сейчас, либо уже никогда», – говорит Татьяна Кузнецова, заместитель гендиректора компании «Грако М» и сети магазинов детских товаров «Детмарт».

«Переработки – это не норма, – готова спорить Келина. – Надо стремиться делать работу вовремя и приходить домой раньше, чтобы для семьи оставалось достаточно времени». Однако нередко и ее рабочий день выплескивается за пределы 10 часов.

Воевать или смириться

Банк, в котором работал Андриенко, в итоге решил начать борьбу с переработками. Рьяным трудоголикам стали препятствовать, официально мотивируя отказ тем, что Андриенко слишком много работает, в кулуарах предлагая работать за отгул.

«Когда персоналу стали резать оплачиваемые переработки, понизились темпы внедрения новых технологий, работа стала типовой и неинтересной, началась утечка квалифицированных кадров», – объясняет Андриенко.

Теперь Андриенко работает в бюрократизированной российской компании с прописанным в контракте ненормированным рабочим днем. А HR-департамент требует предоставлять план по переработкам на полгода вперед.

«Я не считаю правильным поощрять переработку. Но в то же время и применять санкции не вполне оправданно», – говорит Гармаш. В ее компании предпочли предоставлять сотрудникам возможность выбирать самим способ достижения результата.

Бороться с переработками Келина из Adobe Systems предлагает, отслеживая конкретное время сотрудников, потраченное на выполнение различных задач. Например, предложив сотруднику по окончании каждого рабочего дня заполнять таблицу в специальной системе и указывать, сколько времени он потратил на выполнение той или иной задачи. Такое упражнение, по ее мнению, становится шагом на пути к правильному планированию.