Интервью с деканом Fuqua School of Business Уильямом Болдингом

Декан Fuqua рассказывает о стратегически важных для бизнес-школ городах, борьбе с необщительными студентами и сотрудничестве с Университетом Нурсултана Назарбаева

1984

начал преподавать в Fuqua School of Business, Duke University

1986

получил степень Ph.D. по маркетингу в The Wharton School

2003

заместитель декана школы по программе Daytime MBA

2007

старший заместитель декана по образовательным программам

2009

первый заместитель декана

2011

назначен деканом Fuqua

Культовый уход

С 2007 г. по июль 2011 г. Fuqua School of Business возглавлял Блэр Шеппард (Blair Sheppard), культовая фигура в мире бизнес-образования, человек, придумавший такой тип программы, как Global Executive MBA – формат XXI века, символ глобализации бизнеса и бизнес-образования. В самый разгар кризиса, в сентябре 2008 г., он анонсировал проект на $500 млн по созданию глобальной сети филиалов в Лондоне, Дубае, Шанхае, Дели и Санкт-Петербурге. Проект был рассчитан на 10 лет и предполагал создание кампусов, постепенный запуск всех имеющихся у Fuqua программ и исследовательские центры во всех пяти городах. Эта сеть, к созданию которой многие деканы других школ отнеслись скептически, создавалась для поддержания новых тогда еще типов программ: Global Executive MBA и Cross Continent. С тех пор многие школы бизнеса также пошли по пути создания программ, проходящих на разных континентах и в разных странах, а сами программы заняли высокие места в рейтингах (см. топ-бриф). В конце июля Блэр Шеппард объявил о своем уходе с должности с целью сбора средств для развития Duke Kunshan University в Китае. Временным деканом Fuqua был назначен профессор Уильям Болдинг. Тогда предполагалось, пишет FT, что он пробудет на посту два года. Куншанский кампус Duke, сокращенно DKU, будет служить основной базой для программ Fuqua Cross Continent и Global Executive MBA в Китае. Ранее эти программы базировались в гостиничном комплексе в Шанхае. Но Шеппард недолго оставался в Китае – в июне 2012 г. он присоединился к PwC в ранге глобального руководителя компании по стратегии и лидерству.

Fuqua School of Business

Школа бизнеса. Некоммерческая организация. Основана в 1969 г. при Duke University в штате Северная Каролина (США). Общее количество учеников – более 1500, выпускников – более 16 000 человек. В школе проводятся занятия по 10 специальностям. Финансовые результаты не раскрываются.

Разные результаты

В последних рейтингах лучших бизнес-школ мира Fuqua School of Business заняла 6-е место по версии BusinessWeek, 12-е – в Forbes и US News, 15-е место – по версии Business Insider и Financial Times, и 20-е ей присудил The Economist (по итогам full-time MBA). А по программе Executive MBA Fuqua стала 4-й в рейтинге U.S. News and World Report, 6-й в Financial Times и 10-й в BusinessWeek. Ведомости

Школа бизнеса Fuqua Duke University с 2009 г. привозит слушателей своих самых амбициозных программ в Петербург, где их знакомят с российской историей и правилами ведения бизнеса по-русски. Как продвигается сотрудничество с ВШМ СПбГУ, будут ли слушателей школы возить в Казахстан, где Fuqua выступает консультантом в создании Назарбаев-университета, о чем не должна забывать ни одна амбициозная бизнес-школа во время визита в Россию – декан Fuqua Уильям Болдинг рассказал «Ведомостям».

– Этим летом было объявлено о сотрудничестве Fuqua с Назарбаев-университетом. Какова ваша роль в проекте?

– Мы советники. Казахские власти приняли решение создать в Центральной Азии лидера в области образования. Для достижения этой цели они сотрудничают с большим количеством партнеров из разных стран. Например, University College London, iCarnegie американского университета Carnegie Mellon, University of Wisconsin-Madison, The National University of Singapore и др.

Fuqua консультирует Назарбаев-университет, как создать бизнес-школу мирового масштаба и как наладить инфраструктуру университета. В таком формате мы работаем только с Назарбаев-университетом.

– Насколько для вас выгоден проект с Назарбаев-университетом?

– Мы некоммерческая организация. Нам достаточно того, что наши затраты компенсируются. Куда важнее, что такое сотрудничество позволяет получать новую информацию и укреплять связи с таким регионом, как СНГ.

– Планируются ли сов­мест­ные проекты с Назарбаев-университетом?

– На сегодняшний день сотрудничество ограничивается консалтингом. Плюс некоторые преподаватели Fuqua будут преподавать на программах MBA Назарбаев-университета. С точки зрения логистики не так-то просто привезти наших студентов в Казахстан. К тому же в странах СНГ мы уже плотно сотрудничаем с Россией.

– Что вы советуете другим, чтобы они преус­пели?

– Прежде всего бизнес-школа должна убедиться, что у нее нужный рынку продукт: исследования, которые проводят ее подразделения, отличаются высоким качеством, а ее выпускники станут именно такими лидерами, какие нужны современному миру.

Для этого школа должна присутствовать во всех ключевых регионах и накапливать знания о всех важных для развития экономики и общества сферах (например, новых источниках энергии). И давать представление о них своим выпускникам.

Если говорить о географии, то на будущее мира сильно влияют события, происходящие в России.

Партнеры улучшают наши программы

– В сентябре 2008 г. Fuqua объявила, что за 10 лет вложит $500 млн в создание глобальной сети филиалов – в Лондоне, Дубае, Шанхае, Дели и Санкт-Петербурге. В двух последних городах школа должна работать с партнером, у нас – с Высшей школой менеджмента (ВШМ) СПбГУ. Вы удовлетворены этим сотрудничеством?

– Наши партнеры чрезвычайно полезны для установления связей с ведущими российскими компаниями, а также международными компаниями, осуществляющими деятельность в России. Мы привозим своих слушателей программ MBA в Санкт-Петербург. Наш партнер помогает нам сделать наши программы лучше.

– Но ваши студенты, приезжая в Санкт-Петербург, живут в гостинице и не пользуются аудиториями СПбГУ. Почему?

– В данный момент у них нет специализированных аудиторий требуемой размерности. С завершением строительства нового кампуса ВШМ СПбГУ такие аудитории появятся, и мы рассмотрим вариант их использования и, возможно, проживания наших студентов в кампусе.

– Обсуждается ли создание совместной с ВШМ СПбГУ программы?

– Мы не обсуждаем такую возможность. Нигде в мире у нас нет программ по модели «два диплома» – это принципиальная позиция. Ведь куда эффективнее поддерживать программы друг друга.

Мы позиционируем себя как одну из ведущих глобальных бизнес-школ. Ею невозможно стать, если работать только в США. Поэтому мы сотрудничаем с образовательными учреждениями различных стран, помогая им совершенствоваться и сами обогащаясь новыми знаниями. Мы не замыкаем наших партнеров на себя – мы помогаем им общаться и налаживать связи друг с другом.

– Ведутся ли сейчас переговоры о сотрудничестве еще с каким-либо российским вузом?

– Мы не ведем сейчас ни с кем таких переговоров.

– Вы приехали в Москву, чтобы встретиться с вашими выпускниками. Много ли россиян в программах Fuqua?

– Мы ведем статистику по русскоязычным студентам в целом, они могут быть и из других республик СНГ. На Executive MBA из 50 участников около 20% русскоязычных. На Full-time MBA 16 человек русскоязычных (включая первый и второй год обучения).

Всего у Fuqua в СНГ более 90 выпускников. Из них активно поддерживает связь со школой около тридцати, они приходят на регулярные встречи клуба выпускников. Учитывая, что не все они из Москвы или Питера, это вполне достойный показатель. Общение студентов между собой – важнейшая часть наших программ. Мы стараемся отбирать студентов по ряду качеств. Прежде всего у них должно быть желание изменить мир. А среди прочих – умение общаться с людьми, сотрудничать, вместе достигать результата. На собеседовании при поступлении мы обращаем внимание на все эти качества, а потом развиваем их.

– То есть если вы видите человека необщительного, вы отказываете ему в поступлении?

– Да. Если мы видим, что человек не способен общаться с другими, если он считает, что вместо сотрудничества достаточно отдавать приказы, вряд ли он сможет поступить на нашу программу МВА. Посмотрите, откуда берутся инновации, как создается стоимость, и вы обнаружите, что в основе всего сотрудничество и совместное творчество. Наша работа – обучать лидеров, которые изменят мир. И у этих лидеров должно быть умение общаться.

– Что еще обязательно нужно знать и уметь современному лидеру?

– Бизнес-школа должна дать ему знания о трех важных современных трендах. Первый – зависимость. В современном мире невозможно вести независимую деятельность. Нам нужно выпускать лидеров, которые видят эту зависимость и не боятся ее. Ведь то, что кто-то влияет на вашу жизнь, можно трактовать и как потерю контроля. Это настолько не по нраву многим бизнесменам, что они предпочитают не думать о взаимозависимости, вместо того чтобы признать: то, что мы можем влиять на жизнь друг друга, – это отлично! Второй тренд – глобализация. На ваш бизнес влияют события, происходящие на другом конце земного шара. Но несмотря на глобализацию, разные части света никогда не будут похожи друг на друга. Начать хотя бы с того, что мы живем в эпоху двухскоростного мира. Рост экономики в развивающихся странах всегда будет активнее, чем в развитых. И рецепты ведения бизнеса для этих экономик будут разными. Хорошая бизнес-школа должна изучать различия в ведении бизнеса в разных типах экономик и разных странах, инвестировать в создание кейсов по особенностям работы, поведения людей, традиций на каждом рынке и доносить всю эту информацию до студентов. Наконец, третий тренд – последствия кризисов, которые переживает мир. Бизнес-школа должна учить, как кризисы влияют на нашу жизнь, какие у них есть негативные, а какие и положительные последствия и как их использовать.