"Анкор": Рацпредложения сотрудников поддерживают большинство работодателей

Инициативность работников легко погубить бюрократическими порядками, предостерегают эксперты
PhotoXPress

Готовы ли сотрудники предложить свои идеи по улучшению работы руководству? ("Анкор")

На вопрос исследователей кадрового холдинга "Анкор" "приветствуются ли в вашей компании инициативы сотрудников по улучшению бизнес-процессов" положительно ответили три четверти из 379 опрошенных менеджеров российских компаний. Причем две трети (64%) сказали, что рацпредложения приветствуются в их компаниях неформально, тогда как каждый пятый (19%) респондент признал, что положения о поощрениях сотрудников за подобные предложения и разработки закреплены в компаниях официально. Лишь 14% респондентов "Анкора" пожаловались, что их работодатели не приветствуют рационализаторские предложения.

Наиболее лояльны к инициативам сотрудников в компаниях IT-сектора: судя по опросу, именно в этой сфере все работодатели одобряют рацпредложения сотрудников. Хуже всего относятся к подобным инициативам в сфере розничной торговли и FMCG: 19% респондентов (представителей этой сферы) 
ответили, что инициативы в их организациях не находят отклика, а если и приветствуются, то только при наличии весомых обоснований, расчетов и прогнозов.

Финансовое вознаграждение за свои новаторские идеи на работе чаще всего хотели бы получать служащие банков и финансовых учреждений, по крайней мере, об этом сказал 41% представителей этой отрасли. В фармаиндустрии материальное поощрение своих инициатив ожидают 24% респондентов. Более трети опрошенных готовы предложить свои идеи безвозмездно.

"В нашей компании каждый разработчик знает, что любое его предложение по улучшению продукта или оптимизации процесса будет обязательно рассмотрено. Это не просто декларация, а работающий механизм, - уверяет 
официальный представитель компании Parallels в России Юлия Ясиновская.

"Стимулировать инициативу нужно снизу, - убежден Владимир Сметанников, консультант консалтинг-центра «Шаг». - Примеры многих японских компаний, исповедующих 
философию кайдзен (непрерывного совершенствования), доказали не просто справедливость, а величие этого подхода". По его мнению, люди на местах видят свой фронт более детально, 
чем топ-менеджеры, и способны замечать детали, которые не видны сверху. "Если у них есть стимул (материальный, или нематериальный) 
задуматься над тем «что я могу делать лучше?», то будьте уверены - идея обязательно найдется, - уверяет Сметанников. - Но главное - сотрудники чувствуют свое участие в принятии 
решений, сопричастность к развитию продукта и самой компании". По его мнению, подобный подход является сильным мотиватором для большинства 
сотрудников.

Правила внесения предложений совсем не обязательно прописывать в виде жестких инструкций, а в некоторых случаях даже опасно, считают 
эксперты. "Формализовать следует только то, как идея воплощается в работу, критерии, по которым она может быть принята или отклонена, и какое вознаграждение за нее гарантировано сотруднику", - считает Алексей Миронов, директор по стратегическому развитию "Анкора". На его взгляд, заставлять подчиненных вносить рацпредложения под страхом увольнения 
или лишения премии - неправильно. "Любые рамки и правила убивают инициативу на корню", - соглашается Ясиновская. 
"Нужно создавать для сотрудников такие условия, при которых им будет интересно включиться в процесс 
совершенствования", - отмечает Сметанников. "Поощрять людей можно, 
не только выплачивая им премии или выражая публичное признание их заслуг, - советует Миронов. - Есть и другой эффективный способ: предоставлять, например, 
новаторам дополнительное свободное от работы время". Это, по его мнению, будет только стимулировать творческий потенциал подчиненных.