Какие плюсы и минусы получают работодатели от бессрочных отпусков

Некоторые работодатели готовы идти на рискованные эксперименты: предоставляют сотрудникам ничем не ограниченные отпуска. Вот что из этого получается
М.Стулов/ Ведомости

В чикагской компании Red Frog Events первый наемный персонал появился два года назад. С тех пор руководство ни разу не проверяло, сколько отпускных дней отгулял каждый сотрудник. Компания занимается организацией досуга и развлекательных мероприятий, и в ее штате работает 80 человек. Многие из них берут «по нескольку дней несколько раз в году», чтобы сделать личные дела или выполнить обязательства перед родными и знакомыми – к примеру, поехать на свадьбу к друзьям, рассказывает директор по персоналу Стефани Шройдер.

Бессрочные отпуска предлагают в основном небольшие компании, где легче составить штатное расписание и график работы. Это до сих пор относительно редкая опция в социальном пакете. Ее предоставляет только 1% работодателей, сообщается в исследовании рынка компенсаций, выпущенном в 2012 г. американским сообществом менеджеров по управлению персоналом (SHRM). В ходе исследования было опрошено 550 HR-директоров. Выяснилось, что большинство компаний предлагают отпуска с фиксированными сроками. А компания PayScale, опросила недавно 465000 работников разных компаний и, проанализировав полученные данные, объявила: штатные сотрудники компаний в прошлом году могли рассчитывать в среднем на 2,6 недели годового отпуска.

Неограниченный отпуск – это хороший способ завоевать лояльность сотрудников без особых финансовых затрат, говорит Джей Джемрог, старший вице-президент американского Института производительности труда. Подобные льготы компенсируют неприятности типа замораживания зарплатного фонда или невыплаты бонусов.

И все же, утверждает Джемрог, бессрочные отпуска годятся не для каждого работодателя и требуют определенной осторожности.

Дов Сидмен, гендиректор консалтинговой фирмы LRN, признает, что, с тех пор как компания три года назад ввела бессрочные оплачиваемые отпуска, некоторые работники начали «принимать ошибочные решения». Они брали отпуска в то время, когда в компании шли важные совещания. В целом, рассказывает Сидмен, все 300 сотрудников компании стали более внимательно относиться к отпускам и заранее обдумывать время ухода и возвращения из отпуска.

Производительность труда тоже не пострадала. До введения новой политики каждый сотрудник брал в среднем три отпускные недели в год. И это ничуть не изменилось, рассказывает Сидмен. «Люди ведут себя более честно и ответственно, когда им доверяют», – заключает он.